|
Ольга Шишанова В Национальном музее РК, при поддержке посольства США в РК, прошло торжественное открытие фотовыставки “Америка и Казахстан... ближе, чем вы думаете”. На церемонии открытия присутствовал Чрезвычайный и Полномочный Посол США в Казахстане Уильям Мозер
Как рассказали журналисту “НП” организаторы выставки, основной целью вернисажа является расширение кругозора публики о двух странах путем фотосравнения экономических, географических, исторических и культурных особенностей США и Казахстана. Между тем у двух стран, и это тоже обнаружилось на выставке, оказалось очень много общего. Своим мнением об этом с “НП” поделился его превосходительство г-н Мозер, по словам которого, все обстоит действительно так. “Даже есть чувство изумления, что такое сходство существует между фотографиями, отображающими две страны. Это значит, что мы разделяем очень многое. И нужно подчеркнуть те вещи, которые мы так сильно разделяем”, - уверен он. На вопрос, какие фотографии наиболее сильно подчеркивают сходство, Уильям Мозер заметил, что это, несомненно, идентичные изображения орла - символа США и казахстанского степного беркута. “Уверен, что казахстанцы, как и американцы, гордятся своим орлом. В США несколько десятков лет назад мы как нация решили защищать эту птицу. Думаю, что в Казахстане также будет принято такое решение”, - подчеркнул он. Кстати, орел с древних времен является символом цивилизации, поэтому неудивительно, что как в американской, так и в казахской культуре эту птицу часто изображали на флагах и официальных гербах. На печати президента Соединенных Штатов изображен белоголовый орлан с оливковой ветвью в одной лапе и стрелами в другой; на большинстве других официальных печатей правительства США также есть орел. Вне правительственных целей изображения орла часто используют различные производители в маркетинге, поскольку для многих американцев это символ свободы и независимости.
Кроме того, Уильям Мозер выразил надежду, что проводимая выставка - не последнее совместное мероприятие подобного рода, поскольку у них есть много “новых и хороших идей на эту тему”. В самом деле, экспозиция заслуживает серьезного внимания и вдумчивого отношения зрителей. Сходство жизненных проявлений, изображенных на фото, настолько велико, что впору проводить аналогии, а не искать разницу между запечатленными темами. Так, например, дикое животное семейства кошачьих в США - пума, которая более известна как кугуар, очень даже близка символу Казахстана - снежному барсу. Пумы легко приспосабливаются и могут жить как в экстремально холодных условиях, так и в условиях сильной жары. Они являются вторыми по величине кошками после ягуаров, найденными в Америке. Тогда как снежный барс, более известный как ирбис, самый крупный в Казахстане представитель семейства кошачьих. К концу XX века общее количество снежных барсов составляло 180-200 особей. Сегодня их осталось около 130. Ирбис - это красивое и сильное животное, требующее усиленной охраны не только в Казахстане, но и еще в 11 странах, где он обитает. Удивительным по своему назначению являются национальные дома коренных жителей, совпадающие во многих аспектах, что переданы на экспонируемых фото. Известно, что юрта - первое архитектурное сооружение казахского народа. Округлый дом идеально подходит для зимних и летних кочевий. Казахские юрты изготавливаются из натуральных материалов и без гвоздей. Коренные жители Северной Америки, чей традиционный образ жизни тесно связан с животноводством, когда-то тоже жили во временных жилищах, похожих на казахские юрты, что подходят для кочевой жизни. Однако они использовали ткани и шкуры животных вместо войлока. Дверь таких домов, называемых “вигвам” и “типи”, обычно располагалась с восточной стороны. Или вот еще древние аналогичные символы, которые были найдены на двух разных материках, разделенных океаном. Петроглифы - наскальные рисунки, которые обычно ассоциируют с культурой коренных американцев. Их создавали путем скалывания или вырубания камня, чтобы показать более светлый оттенок под ним. В древней индейской культуре вырезанные петроглифы представляют символы власти и духовности. Сцены изобилия и охоты, изображенные на петроглифах в Тамгалы, очень даже подобны тем, которые встречаются в некоторых западных штатах Америки. Напомним, что наскальные рисунки Тамгалы в Карабастау, расположенном в 170 километрах от Алматы, представляют собой надписи и знаки племен, пришедшие из глубины веков. Ученые утверждают, что картины на камне рассказывают об истории, традициях и обычаях повседневной жизни древних казахов. А вот Чарынский каньон хранит секреты 300-миллионной истории геологии земли. В нем можно найти древние живописные каменные “замки” различных форм. Единственным аналогом этого места является американский Гранд-Каньон в Колорадо. И, наконец, родео является одним из самых популярных видов спорта в Северной Америке. Это искусство усмирения крупного рогатого скота, верховой езды и обучения лошадей. В основе современного родео лежат древние традиции американских ковбоев и мексиканских пастухов. Некоторые события на родео оценивают судьи, а другие рассчитаны просто на скорость и давно уже стали непременной особенностью техасских ковбоев. То же касается и лошадей. Когда в начале XVIII века индейцы равнин получили лошадей от испанцев, это полностью изменило их жизнь. У них сразу же появился гораздо более эффективный способ охоты на бизонов, которые были их основным источником пищи. Езда на лошадях стала основной частью местной культуры, которая во многом схожа с казахской культурой кочевников. Не случайно лошади также давно стали неотъемлемой частью казахского менталитета, духовного характера, культуры и традиций, поэтому невозможно представить жизнь казахов без лошади. В подтверждение этому - если в семье рождается мальчик, казахи говорят “всадник”, а если девочка, то “хранительница очага”. Когда мальчик становится старше, радуются и говорят, что он стал наездником, держащимся за гриву... Нам остается только добавить, что экспозицию кроме стен музея в ноябре выставят в столичном торгово-развлекательном центре MEGA Silk Way, а затем она переедет в MEGA Center Alma-Ata.
Нур-Султан |