|
Ольга Шишанова Столичный театр “Астана Опера” устроил фарс и собрал аншлаг в Санкт-Петербурге, культурной столице России, где с огромным успехом прошло выступление артистов “Астана Опера” на IV Международном фестивале камерной оперы
Артисты из Нур-Султана представили искушенной петербургской публике оперу-фарс Джоаккино Россини “Шелковая лестница”. Местом проведения праздника оперного искусства стал сказочной красоты дом фон Дервиза в самом центре города - на Галерной улице, где сегодня располагается Камерный музыкальный театр “Санктъ-Петербургъ Опера” под руководством народного артиста России, лауреата Государственной премии Казахстана, кавалера ордена “Достык” II степени Юрия Александрова - давнего друга театра из Казахстана. Билеты на спектакль распродали задолго до приезда казахстанских артистов. И, как отзываются организаторы мероприятия, их счастливые обладатели не просто получили удовольствие, но и пережили настоящий восторг. Великолепие интерьеров театрального зала в стиле рококо оказалось естественным продолжением декораций спектакля, а публика, сидящая в окружении статуй и зеркал, становилась участницей происходящих событий, тем более что веселые герои фарса выходили на сцену из зала. Напомним, что столичный театр “Астана Опера”, презентовав в апреле Камерный театр PICCOLO, поставил “Шелковую лестницу” первым во всей Центральной Азии, но показать оперу в Петербурге - городе высочайшей европейской музыкальной культуры - стало огромной ответственностью. Однако команда “Шелковой лестницы” как на подбор - звездная. Казахстанские певцы, а это не только сопрано, но и баритон, и тенор, и бас, даже меццо-сопрано, владеют техникой колоратурного вокала. Они проходили специальное обучение, причем некоторые - в Пезаро, городе, где родился сам Россини. Кроме того, режиссер-постановщик спектакля Алла Симонишвили - профессор Академии в Озимо. Дирижер-постановщик спектакля - заслуженный деятель Казахстана Абзал Мухитдинов - уверенно и весело вел за собой Камерный оркестр. Лаконичные и при этом многофункциональные декорации и роскошные исторические костюмы, созданные Мананой Гунией, вызывали всеобщее восхищение.
Опера-фарс предполагала не только прекрасное пение bel canto, но и столь же прекрасную актерскую игру. И столичные артисты на сцене просто получали от этого удовольствие. Заслуженная артистка Казахстана Жаннат Бактай в образе Джулии была очаровательной кокетливой красавицей. Легкость, грациозность и веселый нрав героини певица передала великолепным исполнением вокальной партии - технически сложной, но изящной, насыщенной музыкальными мелизмами и виртуозными пассажами, характерными для оперы барокко. Тайный супруг Джулии - Дорвиль в исполнении заслуженного деятеля Казахстана Жана Тапина - нежный влюбленный, одновременно доверчивый и ревнивый. Его тенор звучал прекрасно, интерпретация образа отличалась тонким вкусом. Заслуженный деятель Казахстана Азамат Желтыргузов справился с партией слуги Джермано также виртуозно, как и положено настоящему мастеру сцены. Высокий красавец Евгений Чайников в белоснежном камзоле, украшенном перьями и затейливой вышивкой, изображавший самовлюбленного дамского угодника Бланзака, в итоге легко утешился заменой несостоявшейся невесты Джулии на влюбленную в него Лючиллу. Внешняя импозантность вкупе с сочным басом и отличной игрой сделали образ его героя очень запоминающимся. Меццо-сопрано Салтанат Муратбекова техникой россиниевского стиля овладевала в Италии, поэтому легко и весело справилась с партией Лючиллы - простушки с виду, а на деле девушки весьма предприимчивой. У Рамзата Балакишиева в родном театре репутация самого большого юмориста и в жизни, и на сцене, конечно, если позволяет роль. “Шелковая лестница” в этом смысле - материал самый благодатный: упоительная музыка, комический сюжет и динамика действия дают возможность артистам показать себя. И Рамзат в небольшой партии Дормонта выступил блестяще. После спектакля публика не спешила расходиться, рассматривая интерьеры, делясь впечатлениями, даже напевая отдельные музыкальные фрагменты. Это стало высшей похвалой театру “Астана Опера”, который в очередной раз доказал, что благодаря высочайшему уровню спектаклей, мастерству артистов столичный казахстанский театр знают и ценят в мировом культурном пространстве. И здесь очень важна государственная политика в области культуры, поэтому необходимо особо подчеркнуть: гастроли проходили в рамках программы “Рухани жаѓѕыру” при содействии Министерства культуры и спорта РК. А вот несколько мнений, которыми поделились присутствующие гости. - Спасибо за великолепный спектакль. Если бы он был в постоянном петербургском репертуаре, у него был бы свой зритель, и весьма многочисленный, потому что все получилось ярко, весело и хорошо спето, как раз под нашу хмурую петербургскую погоду. Приезжайте еще, - поделился своим мнением журналист издания “Российская газета” Евгений Хакназаров. - Спасибо за спектакль, я с большим интересом специально из Москвы приехал посмотреть эту работу. Помню прошлый приезд “Астана Опера” в Петербург, первые московские гастроли. Очень интересно посмотреть, как развивается коллектив в динамике, какие ставит задачи и как их решает, какой разный репертуар может себе позволить на хорошем качественном уровне. Сегодня была непростая работа, Россини сложен для исполнения. “Шелковая лестница” насыщена виртуозной музыкой, и артисты справились с ней на высоком уровне, - подчеркнул музыкальный критик Александр Матусевич, представлявший журнал “Музыкальная жизнь”. - Все понравилось. Во-первых, спектакль сделан в классических традициях. Мы устали от новшеств. А у “Астана Опера” все выверено, академично, голоса потрясающие, артистизм великолепный, оркестр и дирижер - все на высшем уровне, - заявил народный артист Татарстана, председатель Петербургского союза музыкальных деятелей Ринат Шакиров. - Я специально прилетела сюда из Праги, когда узнала, что в Петербурге состоится выступление казахстанского театра. Мне очень понравилось выступление “Астана Опера”, великолепный оркестр и солисты, - подчеркнула чешская импресарио Ивана Ясанска. - Получила такое удовольствие от голосов, от игры. Очень красивые сценография и костюмы. Дирижер замечательно задавал тон сцене, - восхитилась зрительница из Санкт-Петербурга Галина Ткаченко. Добавим, что на этом выездные гастроли “Астана Опера” не заканчиваются, и российскую публику ждет новая встреча с казахстанскими артистами, но уже в Красноярске на первом Международном фестивале Дмитрия Хворостовского.
Нур-Султан |