|
Отражая свет
Необычная выставка открылась в галерее “Ретро” - художница Елена Николаева представила свои изумительные витражные работы.
В монументальном искусстве советского Казахстана искусство витража занимало далеко не последнее место. Но в последующие десятилетия оно потеряло свою былую популярность. Причиной тому, вероятно, технологические сложности исполнения. Да и сам материал - стекло - невероятно хрупкий, требует и в быту особого, бережного отношения.
Елена закончила художественный колледж и поступила на работу в стекольный цех, где освоила хитрости замечательного и не всем доступного ремесла. Уже тогда ее поразили красота стекла и его невероятные возможности. И теперь она делает изящные панно, занимательные абажуры-светильники, декоративные вазы, легкие облицовки для настенных зеркал и остроумные картины, обрамляющие часовые циферблаты, всевозможные поделки для офиса и жилого интерьера. При этом художница старается не повторяться ни в стиле, ни в технологии исполнения.
Елена дотошно изучила разнообразие витражных техник, что дало ей возможность легко и свободно оперировать со стеклом, максимально выявляя его удивительные свойства. В ее обработке материал становится то послушным, пластичным, светоносным, прозрачным, то твердым, непроницаемым, создавая эффект монументальности даже в небольших по формату изделиях. Фьюзинг, тиффани, мозаика, лакокрасочная заливка - так причудливо называются способы обработки стекла. Они позволяют автору изготавливать изделия, способные украсить любой интерьер.
Праздничные и яркие, искусно преломляющие и отражающие свет, они поднимают настроение своего счастливого обладателя. Кроме того, их декоративные качества абсолютно не идут в ущерб функциональности назначения. Думается, что каждый, кто однажды соприкоснется с работами Елены Николаевой, будет совсем не прочь иметь в своей коллекции ее цветоносные эксклюзивные изделия, в которых с феерической легкостью отражены художественные фантазии автора. Ведь по результатам ее творчества совершенно не угадываются те усилия, которые она прилагает, чтобы получить волнующе-загадочные картины-образы, сказочные предметы, так естественно заполняющие любое пространство. В технике тиффани Елене приходится иметь дело с обработкой металла, который своими причудливыми линиями обрамляет тонкое стекло. Мозаика требует большого терпения, когда из небольших осколков выстраивается полихромная поверхность. В работах Елены можно отметить и элементы модерна, и романтические мотивы, и строгую геометрию форм, и утонченный абрис арабески... В процессе своего творчества Елена окончательно и бесповоротно влюбилась в этот древний и всегда актуальный материал. И верится, что ее дебют - начало, которое будет иметь свое счастливое продолжение.
Наталья Полонская: “Еще с древних времен нам известны великолепные произведения - витражи (Древний Египет, Византия, средневековая готика). Елена обладает профессиональными навыками в работе со стеклом и, что очень важно, при этом художественным вкусом”.
Традиции и современность
Под таким названием в галерее современного искусства DUNIYA-ART состоялся фестиваль творческой уйгурской молодежи.
В этом проекте принимают участие молодые авторы, которым небезынтересны традиции своего народа. Как оказалось, нет конфликта “отцов и детей”, а есть свой особый взгляд на историческое наследие. По признанию художника Хашимджана Курбанова, который выразил общее мнение старшего поколения, у них были опасения, что некому будет продолжить заложенные ими художественные традиции. Тридцать лет назад они создали уйгурское объединение художников Казахстана и Средней Азии, которое позволяло им успешно реализовывать свои творческие планы и намерения. И в какой-то момент наступило затишье. Создавалось впечатление, что некому продолжать развитие уйгурской художественной школы. И этот фестиваль показал, что молодые авторы, представившие широкой публике произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, архитектуры, фотографии, видеопроекты, стремятся создавать, вырабатывать свой собственный авторский почерк, расширяют границы творческих поисков. Они самобытны и оригинальны, владеют ситуацией, сложившейся в современном искусстве. И вместе с тем их объединяет общая этническая память. Буквально во всех произведениях в той или иной мере ощущается аромат ушедших эпох, эта неотрывная связь с прошлым своего народа. Она угадывается в каких-то трогательных деталях уйгурского быта, в особой, изящной восточной пластике форм, в нюансах сюжетных композиций...
Примечательно, что молодые художники предпочитают выражать свой замысел через серии картин. К примеру, Гулинур Юсупова представила графический триптих, в котором листы “Воспоминание”, “Вдохновение”, “Возвращение” трогательно раскрывают лирические размышления автора. А серия “Музыкальное ассорти” из четырех картин другой художницы написаны совершенно в иной манере, где превалируют декоративные мотивы. Выпускница Академии искусств имени Т.Жургенева Муниса Гулиева, представившая свой анимационный видеопроект “Пара сапог”, удивительно органична в своих живописных эскизах к кинофильмам. Она умеет лаконично отображать характерные элементы в трактовке своих персонажей. Тонкой стилизацией форм отличается коллекция костюмов “Мын ой” Камиллы Курбановой.
Невозможно перечислить всех авторов, по-своему дерзких и окрыленных, с готовностью откликающихся на зов своего времени, не игнорируя при этом идеологический и художественный фундамент своих отцов.
Мария Жумагулова |