|
Эльвира Сыздыкова Тбилисский русский театр драмы имени Александра Грибоедова подарил алматинским театралам лаконичное, неотступно звонкое, фееричное зрелище, жемчужину своего репертуара - моноспектакль “Я - Николай Гумилев!”. Постановка звучит раскатисто, мятежно и, безусловно, трагично под стать нотам ослепительно яркой и скоропостижной судьбы великого русского поэта. Действие разворачивается в последние мгновения жизни Николая Степановича, ожидающего расстрела. Правда, сам классик Серебряного века, неповторимый Николай Гумилев, на сцене так и не появляется
Действительно, жанр моноспектакля возлагает титанические усилия на единственное действующее в постановке лицо - артиста, который в этом случае играет не Гумилева, но того, в чьих словах, метаниях, воспоминаниях и разногласиях сияет неразгаданный образ великого поэта. Сценическое пространство постановки кратко вместило в себя тесное место заключения поэта, ожидающего исполнения смертного приговора, да стул, принадлежащий надзирателю Николая Гумилева - тому самому противоречивому, неистовому, горделиво-жертвенному герою, через призму которого расцветает образ великого поэта. Охраняющий, чья роль досталась Иванэ Курасбедиани, тщетно пытается разговорить поэта, о чьем физическом присутствии зрителю остается только догадываться. Как оказалось, молодые люди знакомы. В юности Гумилева с его другом свел солнечный Тифлис, где началось творческое странствие Николая Степановича.
Герой вспоминает одно судьбоносное событие за другим, что охватили столь стремительную жизнь Гумилева. Давнее знакомство с поэтом позволило его приятелю быть несколько ближе к бессмертному сиянию гения, чувствовать иначе, представать в глазах общества особенным, наделенным уникальным сокровищем. В конце концов, монолог героя, плавно и неуловимо обретающий отзвуки диалога, спора, сердечной беседы, приводит к неминуемому торжеству обличения образа Николая Гумилева и того самого, казалось бы, сокрытого в его тени молодого человека, которому выпало пронести образ великого поэта через всю жизнь. В Алматы моноспектакль “Я - Николай Гумилев!” Тбилисский театр привез по приглашению Государственного академического русского театра драмы имени Лермонтова. Ошеломляющую постановку зрители южной столицы смогли наблюдать именно со сцены любимого театра. Левон Узунян, автор и режиссер постановки, представил своего Николая Гумилева на сцене Тбилисского русского театра имени Грибоедова, хотя и является режиссером Тбилисского армянского театра - старейшего армянского театра в мире. Создатель моноспектакля рассказывает: “Приближалось 130 лет со дня рождения Николая Гумилева. У руководства театра родилась идея поставить спектакль. А так как я в театре имени Александра Грибоедова до того уже представил спектакль по Мандельштаму, обратились ко мне”. О процессе рождения произведения, творческой идиллии с Иванэ Курасбедиани, которого режиссер ласково называет Ваней, Левон Узунян с теплотой вспоминает: “Спектакль у нас рождался по крупицам, день за днем. И этот ход работы как-то приблизил нас к самому Николаю Гумилеву. Возникло такое ощущение, будто мы не вдвоем работаем с Ваней, а втроем. Еще и сам Николай будто сверху что-то подсказывал”. Действительно, все в спектакле несет в себе мятежные мысли и непоколебимую силу духа Николая Гумилева. Неслучаен, к слову, и формат постановки, представленный таким довольно недооцененным произведением как моноспектакль. Узунян, развеяв всякие сомнения и теории, комментирует: “Николай Гумилев был абсолютно одиноким человеком. При всем при том, что его окружало бессчетное количество почитателей и женщин, которых он добивался и потом бросал. Свои решения он принимал, ни с кем не советовавшись, сам страдал и сам в какой-то мере был “моно”. Для Иванэ Курасбедиани, одного из наиболее востребованных молодых театральных артистов Грузии, сценические метаморфозы в рамках постановки “Я - Николай Гумилев!” - первый опыт игры в моноспектакле. Впрочем, с темой русской классики Курасбедиани работает не впервые. Несколько лет назад артист с неизменным мастерством вжился в образ более упрямый, отточенный, непокорный, но не менее трагичный - на сцене Грибоедовского театра Иванэ перевоплотился во Владимира Маяковского. Поэтическая фантазия, как именуют произведение создатели, впервые громогласно предстала перед публикой в мае 2016 года на подмостках Тбилисского русского драматического театра имени Грибоедова. Автором драматургической основы и режиссером-постановщиком, предоставившим зрителю столь нетривиальное знакомство с Гумилевым, выступил Левон Узунян. Моноспектакль “Я - Николай Гумилев!” аудитории предстоит переживать всего-то час, за который перед ее глазами стремительно пролетает пламя раскаленной судьбы поэта. Шестьдесят минут без антракта, клокочущее, перехватывающее дыхание, одержимое действо на сцене с минимальным количеством декораций. От игры единственного в постановке актера Иванэ Курасбедиани не оторвать глаз даже при огромном желании. Художник спектакля - Вера Кипиани. За хореографию, выступающую отдельным мощным элементом повествования, отвечает Давид Метревели. Литературной редактурой постановки занималась Нина Шадури. Моноспектакль, добравшийся и до алматинского зрителя, уже с триумфом принимал участие в международных театральных фестивалях: российских SOLO (Москва) и “Встречи в России” (Санкт-Петербург), армянском “Арммоно” (Ереван), украинском “Монологи над Ужем” (Ужгород). К тому же Николая Гумилева Левона Узуняна посчастливилось созерцать датскому поклоннику театральной драматургии в Копенгагене.
Фото Талгата Галимова |