|
Алия Боранбаева
Каждый концерт юного дуэта Тыныбековых в Лондоне - это событие. Независимо от того, играют ли они произведения Жубанова, Равеля или Гласса, зал всегда полон оживленной публики. Есть в их игре нечто не подвластное описанию, когда искренность и творческий талант образуют прекрасный союз.
Красивые, энергичные, полные жизни и идей брат и сестра, двойняшки Бота и Булат Тыныбековы, привлекают на свои выступления много людей. Ребята учатся по стипендии “Болашак” в престижном Королевском колледже музыки в Лондоне. На пути в культурную столицу музыки были музыкальная школа имени К.Байсеитовой и упорные годы игры на скрипке и виолончели
Уроки музыки, уроки жизни
Музыкальный путь ребят начался в раннем детстве, во время уроков музыки, которые давала им мама Гульнар Тунгушбаева, преподаватель по классу скрипки в музыкальной школе имени А.Кaшaубаева. Тогда дети воспринимали музыку на слух, учились понимать, что такое ноты и музыкальный инструмент. Постепенно музыка стала частью их жизни. Бота стала интересоваться скрипкой, а Булат под влиянием моды стал учиться играть на домбре.
Тем не менее детей отдали в казахскую школу №12. Спустя год ребят отвели в музыкальную школу для одаренных детей имени К.Байсеитовой. Вначале двойняшек не хотели принимать в школу, ссылаясь на то, что дети слишком большие, чтобы начать учиться игре на инструменте. Однако маме удалось убедить преподавателей, что ее дети могут и способны учиться в этой школе.
Булата сразу порекомендовали на виолончель. Боту сначала определили на кобыз, потом, когда мама настояла на скрипке, - детям поставили ультиматум: учиться хорошо, а то первая тройка и сразу же исключение из школы. Условие было обосновано тем, что скрипка - инструмент сложный и требует большой самоотдачи и труда. Тогда в первый раз пришлось показывать характер и доказывать, на что они способны.
Упорные репетиции не прошли даром, ребята стали отличниками и вскоре уже опередили одноклассников. Вспоминая то время, ребята в шутку называют школу для “одуренных” музыкой детей. Однако без шуток ребята с удовольствием учились и познавали мир. Когда учились в третьем классе, им стали преподавать камерную музыку, хотя этот предмет обычно преподают в восьмом классе. Бота с Булатом, привыкшие к трудностям, легко освоили программу. По словам Булата, камерная музыка помогает развитию фантазии, мыслить более образно, что музыканту необходимо. Их пример своего рода вдохновил учебный совет ввести этот предмет в программу пятого класса. Так что пример ребят стал показательным. Так ребята стали своего рода реформаторами. Будучи школьниками, ребята составили дуэт - виолончель и скрипка.
Мама и менеджер в одном лице
Гульнар всегда вдохновляла детей заниматься музыкой, позже - участвовать в концертах. Своего рода она стала негласным менеджером. Искала спонсоров, организовывала графики выступлений, мастерила костюмы, направляла на музыкальном пути. После окончания музыкальной школы у ребят стал вопрос: куда дальше идти учиться? Думали учиться в Москве, идти по проторенной дорожке. Однако все решил случай.
В то время в Алматы приехала с гастролями легендарный музыкант Наталья Гутман вместе с сыном. Она давала концерты и мастер-классы. Попасть к ней было довольно сложно, но маме удалось на ходу упросить мэтра прослушать детей и дать свой совет. После концерта Гутман пригласила детей к себе в гримерку и попросила что-нибудь сыграть. Бота с Булатом, волнуясь, исполнили сонату Б.Трошина, талантливого, но малоизвестного композитора. Наталья так прониклась игрой и произведением, что посоветовала Тыныбековым ехать учиться в Лондон.
Московская школа уже не была такой, как двадцать лет назад, и потом Королевский колледж музыки мог дать больше в плане возможностей самораскрытия и творческого роста. Она дала координаты своих друзей, супругов Александра и Натальи Боярских, преподающих в этой академии по классу скрипки и виолончели. Вскоре мама нашла спонсоров, и ребята поехали на прослушивание в столицу Туманного Альбиона.
Брат с сестрой приглянулись супругам, после прослушивания и экзаменов их приняли в академию, но в последний момент не повезло со стипендией. Ребята вернулись домой грустные. К счастью, как раз в это время Нурсултан Абишевич объявил об увеличении числа стипендиатов “Болашак” до 3000 человек. В итоге благодаря материнскому упорству и вере ребята отправились учиться.
Культурные посланцы в Лондоне
В Лондоне у Тыныбековых началась новая жизнь. За обучение детей с удовольствием взялись супруги Боярские. Ребята с восхищением и любовью рассказывают о преподавателях, ставших духовными наставниками.
- Как быстро вы адаптировались в Лондоне, освоили язык, привыкли к местным условиям, учебе?
Булат: Вначале было тяжеловато. Впервые мы были далеко от дома и без мамы. Первое время писали ей длинные письма.
Бота: Мы привыкли ко всему готовому дома, а тут резко пришлось стать самостоятельными. Поскольку мы двойняшки, нам было проще, в отличие от других студентов. Мы всегда могли поддержать друг друга, в любой ситуации.
Булат: Мы живем в общежитии, поэтому легко было освоить язык через общение со студентами. Несмотря на то, что английский был не на высшем уровне. И музыка объединяет людей, мы общались через музыку. Мы старались все изучать, брать самое лучшее.
- Помните первые успехи в музыкальном колледже?
Булат: Однажды преподаватель нам дал задание создать в группе музыкальный проект. На мою идею о создании Silk Way (Шелковый путь), проекта с участием музыки казахских композиторов, студенты прореагировали без энтузиазма. В итоге летом мы должны были самостоятельно подобрать музыку для проекта и потом убедить других в ее красоте и новаторстве. На летних каникулах я провел исследование, собрал у друзей диски с казахской музыкой, подготовился как следует. Оказалось, что только я подготовился так хорошо. В результате мы стали играть произведение Газизы Жубановой. Это было потрясающе красиво. Мои сокурсники так прониклись, что все играли с удовольствием. Кстати, во время репетиции нас с интересом слушали другие студенты и спрашивали о происхождении необычной музыки.
- Вы часто даете концерты в Лондоне. С чем это связано? И каким образом у вас получается совмещать учебу с выступлениями?
Булат: Концерты - это хорошая практика. И во время учебы преподаватели вдохновляют нас давать концерты.
Бота: После концертов к нам часто подходят люди, интересуются и приглашают сыграть в других местах. Мы довольно активные, сами на месте не сидим, а ищем места для выступлений. Чем больше даешь концертов, тем лучше становится игра, оттачивается техника, становишься более собранным.
- Как вы ладите? Как избегаете конфликтов?
Бота: Помимо родства, нас объединяет музыка. Играя так долго, мы научились чувствовать друг друга. С возрастом у каждого из нас формируется свой круг друзей, образ мыслей. В детстве у нас было соперничество, которое стимулировало совершенствоваться и больше заниматься. Сейчас мы больше понимаем, учимся друг у друга.
- А как складывается ваша личная жизнь? Вероятно, у Боты много ухажеров, а у Булата поклонниц? Как ведете себя в этой ситуации?
Булат: У нас большой круг общения. Мы понимаем, что с возрастом нам нужно больше свободы друг от друга. И мы не против поклонников.
Бота: Когда-нибудь у нас появятся свои семьи, а сейчас мы поглощены учебой, музыкой и познанием себя.
Булат: Иногда бывает, что если мы идем куда-то и там есть привлекательные девушки, я могу попросить Боту отойти в сторонку, чтобы ее не приняли за мою девушку (смеется).
- По стипендии Болашак, вам надо вернуться домой. Какие у вас планы? Есть желание вернуться? Или все-таки хотелось бы остаться на Западе и гастролировать?
Булат: Здесь мы стали патриотами. С нетерпением ждем возвращения домой. У нас много идей. Хочется перевернуть традиционное представление о классических музыкантах. Мы хотим “взорвать” творческую среду Казахстана, в позитивном плане. Летом прошлого года мы устраивали совместный проект с молодыми художниками. Это был некий творческий эксперимент, когда мы творили и играли музыку в унисон с юными художниками. В это время они рисовали на холстах.
Бота: Надеемся, у нас будет возможность выезжать с концертами за границу, обмениваться опытом с коллегами, набираться других знаний, совершенствоваться.
Булат: В Казахстане большой потенциал. Особенно это видно, когда живешь вдали от родины. Конечно, мы возвращались на каникулы и видели, какие позитивные изменения происходят в стране. Мы очень рады этому. Мы полны сил и надежд, что мы нужны своей стране и можем внести ощутимый творческий вклад в развитие культурного облика родины. |