ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Дети оттепели Культура

Ольга Шишанова
В столичной галерее “Куланши” открылась выставка, на которой представлена подборка произведений советского изобразительного искусства 50-60-х годов, созданных в так называемую эпоху “оттепели”. Кроме того, в экспозиции также выставлены работы известных советских художников, написанные в более поздние периоды

Многие из экспозиционных работ можно отнести к так называемой фигуративной живописи. Это такое направление в искусстве, характерной особенностью которого является стремление запечатлеть объект, сохранив его схожесть с объектом в реальности. А вообще фигуративная живопись очень широкое понятие, включающее в себя самые разные жанры и направления. Между тем 60-е годы “оттепели” буквально взорвали советскую культуру. В казахстанском изобразительном искусстве это время было тесно связано с именами таких художников, как Салихитдин Айтбаев, Бахтияр Табиев, Турсын Абуов, Арий Школьный, Жанатай Шарденов, Михаил Ким, Муратбек Нурлыбаев.
Именно работ Айтбаева больше всего и представили на этом вернисаже.

 

 

В них отразились разные тенденции развития казахстанского и общесоветского искусства. Прежде всего это так называемый “суровый стиль”, обращавшийся к большим гражданским темам и характеризующийся монументальностью и обобщенностью живописной пластики. Он обозначен основными признаками в построении формы, но на каждой картине окрашен личными интонациями. Такими как стремление синтезировать декоративность с реалистической трактовкой образов, обращение к поэтической лирике и живописной нюансировке тонов, отход от больших полотен с социально-гражданской тематикой и создание сельских пейзажей с цветущей природой почти импрессионистического характера. А еще, пусть даже в небольших по формату работах, сохранение силы и живописной выразительности крупных пластических форм.
Полотна Салихитдина Айтбаева по своим художественным характеристикам могли бы быть творческим манифестом вообще для всех шестидесятников. Все те художники, жившие с ним в одно время и объединенные с ним одним пространством - миром искусства, создавали яркий и неповторимый период в развитии казахстанской культуры. Немаловажным фактором в этом процессе была выстроенная ими художественная среда, где каждый выполнял свою миссию. Обогащая и взаимодействуя, они продвигали в будущее свое искусство, ставшее сегодня частью культурной истории страны.
Напомним, что это было время так называемой “оттепели”, когда творческие люди получили глоток свободы, вследствие чего в Казахстане появилась целая плеяда талантливых живописцев, помимо вышеперечисленных - Евгений Сидоркин и Борис Пак, Гульфайруз Исмаилова и Исатай Исабаев, Сахи Романов.

 

 

Возвращаясь к Айтбаеву, можно сказать, что в 60-е годы в среде художников его имя произносили чуть ли не с придыханием... Айтбаев! Он был самым блестящим из генерации казахстанских художников той поры, лидером своего поколения. Его работы как показатель находятся в Лувре, Эрмитаже, Третьяковской галерее.
Тогда же мастерская Айтбаева была притягательным центром, где собирались молодые и талантливые архитекторы и художники, которые беседовали об искусстве, обсуждали новые работы. В его мастерской провели первую презентацию романа Чингиза Айтматова “И дольше века длится день”. Знаменитый Ренато Гуттузо, попав в мастерскую к Айтбаеву, так проникся атмосферой, что даже написал картину “В мастерской Салихитдина Айтбаева”. Тогда как самому казахстанскому мастеру широкую известность принесла картина “Счастье”, написанная им в 1966 году и затем выставленная в экспозиции на Всесоюзной выставке молодых художников СССР.

 

 

Художник, опираясь на опыт старших мастеров, создавал свой оригинальный стиль, выражая новые художественные задачи своего времени. Произведения мастера приобретали сложность и глубину, палитра становилась красочной, в сюжетах картин появлялась многоплановость. Фактором стиля стало эпическое мироощущение, свойственное национальной философско-эстетической идее, явившейся основой стремительного формирования нового художественного языка. Скажем больше - Салихитдин Айтбаев являлся художником, чье творчество ненасытно вбирало в себя основные и многообразные тенденции того времени. Для его творений были характерны лаконизм формы, интенсивность цвета, четкость силуэтов, простота и ясность композиционного построения. А декоративность его живописи - это переосмысление художественной стилистики народного традиционного искусства, влияние множества других факторов, таких как особое восприятие природы через цвет, свет, ландшафтные формы, творчество знаменитых мексиканских, французских мастеров XX века. Все это преломлялось через сложный личностный мир самого художника. Его живопись до сих пор заставляет зрителя прислушиваться к себе. Как говорили его друзья, это он создавал своей неутомимой одержимостью новое и вечное искусство живописи Казахстана и взмахом своей кисти призвал к революции в бурные 60-е годы. Это его “Счастье” стало окном в мир искусства для целого поколения. Это он всегда мешал соцреализму. Это он просвещал художественный мир Казахстана Сезанном и Пикассо, Моцартом и миниатюрами Востока. И это он ткал “времен связующую нить”.

Нур-Султан

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение