|
Мира Мустафина
В зале Государственной филармонии им. Жамбыла состоялся концерт известной скрипачки Айман Мусаходжаевой и не менее известного австрийского маэстро Густава Мака, который предельно точно продирижировал безупречным аккомпанементом в “Концерте №1 для скрипки с оркестром” Сергея Прокофьева и нашел способ заинтересовать публику “Неоконченной симфонией” Франца Шуберта.
Это выступление два выдающихся музыканта посвятили памяти казахстанского дирижера Толепбергена Абдрашева. Концерт также стал своего рода благословением Айман Мусаходжаевой к записи ее золотого диска. Но об этом мы расскажем чуть позже...
Уверенность в себе, отсутствие страха перед комиссиями и великими именами еще не раз сослужат добрую службу Айман Мусаходжаевой. Она училась в пятом классе, когда в Алма-Ату приехал Арам Хачатурян, и Айман сыграла композитору его скрипичный концерт.
- Молодец! - искренне похвалил скрипачку Арам Ильич и написал на нотах: “Дорогая Айман, я верю, что ты будешь выдающейся скрипачкой и желаю тебе успеха. Но всегда помни, что терпение и труд - главное, что необходимо для достижения успеха. А.Хачатурян”.
Предсказание великого маэстро сбылось - Мусаходжаева стала выдающейся скрипачкой, яркой представительницей казахстанской музыкальной школы. Будучи еще студенткой Московской консерватории по классу профессора В.Климова, Айман Мусаходжаева победную эстафету своего учителя, лауреата I Международного конкурса имени Чайковского, приняла, по своему обыкновению, спокойно и уверенно и за годы учебы в консерватории выигрывала конкурсы в Италии, Японии, Финляндии, стала, кстати, первым в Казахстане, лауреатом конкурса имени Чайковского.
Музыкальные критики многих стран отмечали и продолжают отмечать истинно ойстраховскую школу молодой скрипачки. Пресса отмечала, что “Казахстан - страна домбры и кобыза - обрел скрипичную звезду первой величины”. Казахстан также осыпал свою талантливую артистку наградами, почестями и званиями: Айман Кожабековна - народная артистка Казахстана, лауреат Государственной премии и премии Клуба меценатов Казахстана “Платиновый Тарлан”. В апреле прошлого года за особые достижения в сфере музыкального искусства была удостоена звания лауреата Государственной премии мира и прогресса первого президента.
Педагогические успехи Айман Кожабековны столь значительны, что позволили воспитать в Казахстане молодую плеяду талантливых скрипачей, которые составили основу первого в республике Государственного камерного оркестра “Академия солистов”. Она стояла у истоков созданной в Астане Национальной академии музыки - учебного заведения, объединяющего все ступени музыкального образования.
У нее насыщенный гастрольный график: Япония, Америка, Австралия, страны Европы. Но любимым городом Айман Мусаходжаевой остается все же Алматы. Поэтому неудивительно, что старт самым важным проектам в своем творчестве известная скрипачка дает именно в южной столице.
“Известные менеджеры в области классической музыки из Австрии предложили мне записать диск совместно с Венским симфоническим оркестром, - сказала журналистам на пресс-конференции Айман Мусаходжаева. - Я с удовольствием откликнулась на это предложение. 26 января в Вене пройдет концерт совместно с известным маэстро Мануэлем Хернандезом Силвой”. А еще в ее планах записать антологию концертов казахстанских композиторов.
На следующий же день после выступления на алматинской сцене скрипачка улетела в Вену...
Однако вернемся к концерту. О маэстро Густаве Маке в Алматы слышали многие истинные ценители классической музыки, поэтому и зал филармонии был заполнен до отказа. Хотя на алматинской сцене молодой, но полностью состоявшийся дирижер выступал впервые, зато около месяца назад его можно было увидеть за дирижерским пультом в Липецке. В прошлом году он возглавил оркестр Липецкой филармонии. А начиналась стремительная карьера музыканта в 1975 году, когда Густава признали первым профессиональным скрипачом Гонконгского филармонического оркестра.
На пресс-конференции Густав Мак признался журналистам, что с Айман Кожабековной он знаком ни много ни мало 15 лет. Но выступать с ней на одной сцене, да еще в одном проекте, ему не приходилось.
Счастливая возможность оценить творческие силы этого творческого союза выпала алматинцам. Их первый совместный концерт, можно сказать, был полностью посвящен Сергею Прокофьеву. Острые на язык музыковеды называют композитора блудным сыном русской культуры, который уехал из советской России, а через несколько лет нашел в себе силы и вернулся из эмиграции на родину.
“Концерт №1 для скрипки с оркестром” Прокофьева в исполнении Айман Мусаходжаевой и Государственного академического симфонического оркестра под управлением Густава Мака поразил слушателей не только тонкой прорисовкой деталей, но и дал неповторимую возможность насладиться драгоценными нюансами прокофьевской партитуры, вероятно, самой богатой в его симфоническом наследии.
Информация на заметку любителям классической музыки: Казахская государственная филармония им. Жамбыла планирует в этом концертном сезоне фестиваль памяти выдающегося композитора Сергея Прокофьева. В программе фестиваля прозвучат все оригинальные произведения Прокофьева для скрипки соло и скрипки с фортепиано, камерно-вокальная музыка и отрывки из опер, камерно-инструментальные произведения, сонаты для фортепиано, симфонии, концерты, фортепианные пьесы и русские народные пьесы в обработке для симфонического оркестра. Об этом рассказало журналистам руководство филармонии. А нынешнее выступление народной артистки Айман Мусаходжаевой в репертуаре - приятное совпадение. Сама скрипачка призналась, что Сергей Прокофьев один из любимых ее композиторов.
В произведении блудного сына два выдающихся музыканта - Айман Мусаходжаева и Густав Мак - разглядели незнакомые черты, новые даже для привычного ценителя классической музыки, не говоря уже о слушателях, которые впервые были зачарованы прокофьевским гением. И это все благодаря мусаходжаевскому вихрю эмоций и удивительной способности известной скрипачки вовлечь всех и вся в музыкальную ткань произведения. Пятьдесят минут концертного действия пролетели на одном дыхании, не давая публике опомниться от новых впечатлений. Игру известной скрипачки всегда отличают благородство, эмоциональная искренность и чувство формы. Есть и незабываемый индивидуальный почерк.
Не меньше драматизма, но еще больше звуковой мощи Айман Кожабековна продемонстрировала в исполнении классических произведений, прозвучавших на бис.
“Неоконченная симфония” Франца Шуберта, исполненная в первой части концерта, стала также настоящим подарком для всех ценителей классической музыки. Это произведение композитор написал в один из переломных моментов своей жизни. В своей неудовлетворенности окружающей жизнью, кстати, Шуберт тогда был не одинок. Словом, неудовлетворенность и протест лучших людей общества нашли отражение в новом направлении в искусстве - романтизме. Шуберт был одним из первых композиторов-романтиков. “Неоконченная симфония” состоит не из четырех частей, как принято, а из двух. Государственному академическому симфоническому оркестру и Густаву Маку удались обе части, в которых строгая архитектурная концепция именитого маэстро нашла полное понимание и поддержку у старейшего коллектива филармонии...
Досье “НП”
Густав Мак заявил о себе на Международном конкурсе дирижеров в Парме (Италия), где он стал финалистом и дипломантом.
В 1987 году он выиграл вторую премию на конкурсе в Мюрзушлаге, в Австрии.
В начале 90-х его пригласили дирижировать Шанхайским симфоническим оркестром на Международном фестивале классической музыки в Гонконге. После успешного выступления Густав подписал контракт с звукозаписывающий компанией BMG, которая выпустила его записи с Биджинским центральным филармоническим оркестром, и получил серебряную медаль от компании. А через год Густав Мак записал Hugo Production Company с Русским филармоническим оркестром “Весна священна” Стравинского. Этот диск также был успешен и принес маэстро удачу. Он подписывает годовой контракт на 24 записи классической музыки. Густав Мак дирижировал на Московском осеннем фестивале. В 1995 году маэстро приглашают в Воронежский филармонический оркестр, который имел благодаря Густаву Маку постоянные гастрольные туры по Азии. Яркая творческая деятельность дирижера была отмечена парламентом РФ особой премией. Густав Мак востребован и приглашается во многие страны мира. Он дирижировал с Московским филармоническим оркестром, Киевским оркестром радио и телевидения, Словацкой симфониеттой, Гонконгским филармоническим и Тайваньским симфоническим оркестрами. |