|
Ольга Шишанова Столичная галерея Has Sanat неоднократно выставляла в своих залах работы казахстанского скульптора Эдуарда Казаряна, работающего в жанрах и камерной, и монументальной скульптуры
|
Его основные материалы, в которых он создает свои произведения, - это бронза, керамика, сталь. При этом главной и основной темой творчества Эдуарда Казаряна всегда остаются вопросы мироздания, происхождения мира, человека, бесконечной взаимосвязи всего живого. С 2000-х годов Эдуард много работает и с гобеленом, создает монументальные керамические произведения и параллельно начинает авторскую линию art jewelry. В последние годы он реализовал ряд архитектурно-художественных проектов. Сферой, позволяющей постоянно экспериментировать, Казарян считает выставочную деятельность. Именно она дает возможность всегда по-новому подавать произведения, в том числе через концептуальные проекты. Напомним, что Эдуард Казарян родился в Алматы, где окончил Алма-Атинский государственный театрально-художественный институт. С 1992 года, с самого начала своей творческой деятельности, провел более пятидесяти персональных выставок и участвовал в более чем 150 коллективных проектах. И хотя мастер известен больше как монументалист, порой он обращается к графике и даже к живописи. Считается, что тем в скульптуре немного, и прежде всего это тело человека или животного. Но даже в таком небольшом разбросе Эдуард Казарян умудряется найти множество вариантов для воплощения своих идей, обращаясь к разным сюжетам. Во-первых, это отсылки к библейским сюжетам, темы рождения, семьи, которые он пытается выражать узнаваемым языком. Однако новые работы, выполненные им в предыдущие пару лет, по мнению искусствоведов, несут совершенно иной творческий заряд. Они более лаконичны, очень избирательны в деталях и демонстрируют умение художника самыми малыми средствами выразить самые сложные идеи. “Современные художники учатся этому на примере архаических периодов, когда люди обладали очень простыми возможностями и тем не менее могли говорить о вселенских смыслах”, - считают арт-критики. Может быть, поэтому мадонна с младенцем - один из центральных образов в творчестве Казаряна, к которому он возвращается снова и снова. Причем сам автор знает, что его скульптуры используют даже в качестве талисманов. В одном из ранних интервью сам художник говорил, что “человек всегда стремился изобрести вечный двигатель, но, честно говоря, я считаю, что такой двигатель уже давно существует, и это искусство. С годами произведение искусства только набирает энергию: от общения с людьми, от взаимодействия со временем. Тогда как сам процесс, конечно, забирает много сил. Но когда ты видишь результат, когда вещь у тебя получается - это возвращает силы многократно и дает резерв для новых работ”. А еще у него был период, когда, продолжая делать интерьерные вещи, он создавал ряд произведений большого формата - 18, 30 метров. И это тоже было важно для художника - видеть, как его вещи держат пространство города. Многие из небольших скульптур, которые находятся в галереях, он планировал сделать экстерьерными, в большом размере, то есть снова практически для города. Например, пять или шесть работ из серии “Весна”. При этом собирался добавить к ним кинетические элементы, которые должны были бы двигаться либо от ветра, либо от прикосновения, либо от электричества.
Если же вернуться к монументальной скульптуре, то ее, наверное, можно делать только по заказу, ведь нужно огромное количество материала, и чаще всего это бронза. Однако художник уверен, что сделает то, что он задумал, потому что часто он делает скульптуры на свои собственные деньги. Пусть не 30-метровый монумент, но те, которые метров пять или семь, вполне себе даже очень. При этом любопытно, что некоторые работы до сих пор остаются у мастера в коллекции, некоторые находят своего хозяина. И на этом этапе творчества Казарян чувствует себя свободным. По его словам, ему в этом смысле практически всегда везет, так как он находит людей, которые ему доверяют. Даже когда он делает большие вещи, в которых участвует заказчик, то, как правило, его линию никто не сдвигает. Может быть, он умеет дипломатично отстаивать свои идеи или ему просто везет на людей. Но он, утверждает скульптор, очень редко берется делать вещи, которые не стоило бы делать.
Нур-Султан |