|
Ольга Шишанова Молодой эстонский художник и дизайнер работает в стиле paper art, когда бумага становится не только холстом, но и материалом. Самым сложным в работе Эйко Ояла считает обработку картинок тенями, которые придают изображениям 3D эффект. Его объемные картины затрагивают разные сферы общества - от спорта, поп-культуры и до религии
Мы уже писали, что искусство paper art постепенно завоевывает казахстанский арт-рынок, теперь же, судя по всему, у казахстанских мастеров появляются конкуренты из Прибалтики. Впрочем, самому искусству это только на пользу - оно совершенствуется и все больше удивляет и радует своих приверженцев. Тем более на фоне того, что в современном искусстве и без того можно найти огромное множество новых разнообразных методик, техник, авторских находок, к которым прибегают молодые художники, чтобы выразить свои устремления и умение, получить признание. Интересный подход к иллюстрации обложек книг и журналов нашел молодой эстонский художник Эйко Ояла. Глядя на графические коллажи этого мастера, обладающего потрясающим чувством формы, цвета и стиля, зритель очаровывается минимализмом, ярким колоритом, неординарной фантазией и творческим подходом. Напомним, Эйко - эстонский иллюстратор, графический дизайнер из Таллина, использующий в своем творчестве уникальную технологию бумажных силуэтов, которые мастерски дорабатывает в графическом редакторе. До того как заняться искусством иллюстрации, он занимался дизайном интерьеров, и весьма успешно. А волею случая, увлекшись необычной техникой иллюстрирования, в 2013 году стал лауреатом конкурса молодых иллюстраторов и конкурса ADC Young Gun.
С тех пор работы эстонского художника стали обложками многих книг, а среди его основных заказчиков - такие крупные журналы, как New York Times, New Yorker, Dwell Magazine, Wired Magazine и Harvard Business Review. Думается, если бы казахстанские дизайнеры вышли на такой уровень востребованности, то локальное искусство paper art развивалось гораздо более быстрыми темпами. В то же время блестящие идеи Эйко, хорошо продуманные и тщательно проработанные, приобретают еще и мировые авиакомпании, музеи, научные журналы, книжные издательства. Сам творческий процесс автора, по его словам, заключается в игре со светом и тенью, с помощью которых он создает разнообразные объемные формы и динамичные образы. А вырезанные из бумаги коллажи как нельзя лучше подчиняются этой новаторской идее. Эффекта объемности художник добивается путем ее имитации, а именно - комбинирует вручную вырезанные элементы из бумаги с цифровой обработкой.
После этого, созерцая иллюстрации талантливого графика, невозможно понять, где использованы обычные вырезанные силуэты, а где графические редакторы. Что и вовсе интересно: автор принципиально не использует компьютерные 3D технологии. Все тени в его работах созданы на компьютере вручную. Яркий колорит и минимализм невероятных иллюстраций Эйко поражают глубиной передачи образов и характеров. Но самый главный эффект заключен в их объеме и многослойности. За свою короткую карьеру иллюстратора, начавшуюся всего шесть лет назад, в 2012 году, Эйко Ояла, живущий то в Эстонии, то в Новой Зеландии, ежегодно проводит по несколько крупных персональных выставок по всему миру. И на сегодня на счету талантливого иллюстратора, сумевшего так ярко визуализировать сложные идеи, множество различных премий и наград, полученных на международных конкурсах. “Девайсы и онлайн-сервисы вытесняют бумагу из нашего быта и работы. И мы вдруг перестали воспринимать ее как расходный материал, а стали замечать красоту и возможности. Об этом я и хочу рассказать и доказать необходимость возвращения бумаге статуса ценного материала”, - говорит мастер.
Кстати, не так давно он рассказал еще об одном большом тренде - переосмыслении ремесел и современной трактовке традиционных материалов. Собственно, скульпторы, работающие с бумагой, это подтверждают. Они не только переосмыслили бумагу как благородный художественный материал, но и с помощью старинных техник открыли особые пластические свойства материала, позволяющие создавать объекты кинетического искусства. Наверное, потому и сам Эйко говорит, что в работе такой модифицированный - наполовину традиционный, наполовину фантастический - материал похож на мягкий камень. “Камень из бумаги” - это звучит очень современно, в духе разговоров о технологиях создания материалов с переходными свойствами. Но это только начало. Дальше - культурный шок: художник надевает белые перчатки, берет голову скульптуры и вытягивает ее, а потом возвращает на место. Полная иллюзия, что белоснежный камень вдруг стал мягким, тягучим и гибким. Совершенный сюрреализм, Дали был бы в восторге. Причем этот эффект становится возможным только благодаря особой технологии склейки бумаги...
Нур-Султан |