|
Ольга Шишанова В минувшие выходные в столице Казахстана прошел фестиваль авторской, или, как его еще называют, бардовской песни. Его бессменный директор и организатор Максат Сарсенбеков - поэт, музыкант, художник - любезно согласился ответить на вопросы журналиста “НП” в эксклюзивном интервью
- Максат, расскажите о себе. Как вам удалось стать тем, кем вы сегодня являетесь? - Меня учили быть инженером-механиком. Правда, я выбрал это сам, пойдя с одноклассниками туда, где оказалось ближе - всего в 10 минутах от моего дома. Но инженером я побыл совсем немного - всего два месяца, и понял, что по тем временам 155 рублей зарплаты - это не деньги. И пошел в художники, продолжая все время играть на гитаре, нисколько не забрасывая это занятие. Дело в том, что я с детства умел рисовать и не останавливался. Правда, в этом случае художники получаются разные - иногда выходит толк, а иногда получаются только те, кто умеет всего-навсего копировать известные картины. Я же ко второму типу никогда не относился. Наверное, поэтому весьма легко на том же заводе, где был инженером, я стал художником, сразу став богаче в зарплате. Кстати, меня нисколько не интересовало ни спиртное, как можно было бы подумать о такой свободной профессии, ни иной допинг. Если меня настигали какие-то проблемы, то я просто садился и приступал к какому-либо виду творчества - писал, рисовал и таким образом справлялся. А вообще я считаю себя по жизни счастливым человеком.
- А потом вы решили получить классическое художественное образование? - Я пытался уйти от инженерной специальности и решил поступить на архитектурный факультет. Но судьба была против - пришлось вернуться. Однако даже в армии я был художником. К слову, служил в замечательном городе Чернигове, и меня там использовали как “крепостного артиста”, например, “сдавали” куда-нибудь в другую часть. Я ехал в командировку по заданию своих командиров, где занимался оформлением “красных уголков”. Мне даже не удалось принять присягу, потому что в это время я был занят оформлением одного из таких “уголков” в Киеве. А когда случился Чернобыль, все мои сослуживцы прошли через работу на реакторе, сбор радиоактивного графита, и некоторых уже нет, к сожалению, в живых... Так что мне, можно сказать, снова повезло... По истечении двух лет я вернулся к художественному ремеслу, но пресловутая перестройка просто-таки убила мою специальность, тогда как по линии партии мы всегда получали хорошие заказы - у нас, художников-оформителей, всегда была работа. - Что у вас сегодня за плечами? Чем вы гордитесь в художественном и творческом плане? - Я очень давно ничего не рисую, разве что могу сделать знак для фестиваля авторской песни... В общем-то и все. Тогда как моя жена Наталья пишет маслом, у нее уже много холстов. Занимается она также и фотографией, и посещает студию известной столичной художницы Елены Ралиной. Они дружат на творческой почве. Так что получается, она в нашей семье художник, а я, скорее всего, музыкант. У меня много музыкальных инструментов. - И какие у вас в таком случае отношения с музыкой? - Я учился в музыкальной школе по классу скрипки. По ее окончании ни разу не играл на этом инструменте, и мне ни разу этого не захотелось. Странно, правда? Тем более что сам просил родителей отвести меня учиться в музыкальную школу. Тем не менее спустя время я обнаружил, что я левша, и потому у меня не очень согласовывались движения для того, чтобы играть на скрипке. Примерно в шестом классе перешел в группу, где меня учили игре на гитаре, но уже как левшу, и я даже переставил струны. Но я всегда исполнял все по-минимуму - где-то играл определенные партии с группой, где-то исполнял песни романсового направления, чтобы произвести впечатление на девушек. Но не более. Так как у меня очень развита система “не сделать лишнего”, и я просто благодарен судьбе за то, что это направление у меня такое развитое. Во-первых, я всегда делал только то, что нравится. Во-вторых, я не делал больше, чем нужно. - Максат, несколько слов о фестивале авторской песни, бессменным директором которого вы являетесь вот уже на протяжении двух десятков лет. - Мое первое знакомство с этим фестивалем, точнее его прототипом, состоялось в 1979 году во Дворце молодежи, где я постоянно кем-то работал в творческом амплуа, пусть даже на полставки. И вдруг клуб туристов-водников неожиданно организовал первый тогда в Целинограде большой фестиваль туристской песни. На него приехал почтенный бард Виктор Баранов из Караганды, он уже тогда был лауреатом Грушинского фестиваля, а у нас это приравнивается к обладанию почти Нобелевской премией. И пусть я до этого, как говорят, “был в теме” - у меня были пластинки Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, но тут меня зацепило по-настоящему. Я понял, насколько это живой жанр, на самом деле, какое сильное впечатление производит на людей авторская песня. Кстати, это в армии мне тоже сильно пригодилось. А клуб организовали в 1982 году из тех людей, которые были готовы, кто являлся носителем, я бы сказал, этого культурного багажа. Тогда, кстати, комсомол решил возглавить неформальные движения молодежи, а авторская песня была одним из самых интересных направлений. С тех пор меня это затянуло, в том числе как и туристические слеты. Если позовут на них сегодня - тоже соглашусь, тоже поеду. Я уже столько лет в этом движении... Что же касается фестиваля авторской песни в столице, то об этом разговор зашел в 1999 году. Нужно было расширять культурный имидж города, и я предложил городскому управлению культуры учредить фестиваль авторской песни, который смог бы проводить, имея в этом плане за плечами большой опыт. Так вот уже на сегодняшний день мы отработали 21 фестиваль...
Нур-Султан |