|
Ольга Шишанова В рамках празднования Дня города столичная галерея Has sanat готовит подарок - персональную выставку казахстанского мэтра живописи Мажита Байтенова
Мажит Байтенов в 1973 году первым в республике использовал изобразительные приемы декоративно-прикладного искусства в станковой живописи. В последующие годы этот принцип стал широко применяться в изобразительном искусстве Казахстана. В своем творчестве художник применяет как традиционные, так и авангардные изобразительные приемы. Сегодня на выставке будут представлены его художественные полотна, созданные в разные годы, и графические листы. Искусствоведы считают, что творчество Байтенова неоднозначно. Его полотна глубоко эмоциональны и в то же время необыкновенно полисемантичны. Каждое изображение, помещенное на холст, “работает” как знак.
Его работы даже в ряду именитых художников сразу обращают на себя внимание символико-метафорической трактовкой вещей и явлений. Художник - непременный участник всех республиканских, региональных, областных художественных выставок, дипломант многих международных живописных симпозиумов. А его персональные выставки всегда привлекательны свежестью идей, неординарностью взгляда на мир, особым живописным прочтением полотен. Круг тем, которые он разрабатывает, а затем воплощает на холсте, касается в первую очередь вопросов традиционной народной культуры, истории Казахстана. Благодаря своему врожденному таланту в соединении с глубокими знаниями в области истории, быта, обычаев народа художник создает произведения, в которых основная сущностная тема казахского традиционного искусства - единство человека и мироздания - обретает современное звучание. Это сквозит в таких его работах, как “Золотой воин”, “Тени предков”, “Баян аул ночью”, “Портрет металлурга”, “Шахтер”, “Аппак Байжанов”, “Магнитка строится”, которые дают наглядное представление о плодотворном творческом пути, пройденном художником за минувшие десятилетия, о его поисках и находках, особенностях его палитры и яркой индивидуальности. “Стихия моих полотен - цвет, насыщенный, будоражащий. Я сознательно уплотняю пространство, располагая в определенном ритмическом порядке на холсте крупные цветовые пятна и организуя всю композицию по орнаментальному принципу, традиционному для народного казахского искусства, - рассказывал художник. - В то же время я пишу не только маслом. Я очень люблю акварель, которая не только открывает широкие возможности для импровизаций и обобщений, но и очень созвучна моему восприятию жизни”. И в каждом из своих произведений мастер оказывается оригинален. Его живописные полотна пронизывает тонкое ощущение цвета, а вибрации воздуха сплетаются с глубиной мысли. Произведения мэтра многолики, и в своем творчестве он не зацикливается на одной теме или на одной технике исполнения. Ему интересны все жанры: пейзаж, портрет, бытовая и символико-метафорическая картины. Круг проблем, которые он разрабатывает, касаются также и вопросов традиционной народной культуры, культурной истории Казахстана. И, что любопытно, в своем творчестве он не боится применять как традиционные, так и авангардные изобразительные приемы. Особенно мощное воздействие на зрителя оказывает цветопластическое решение его полотен, когда человек узнает в произведениях художника привычные с детства красочные сочетания, гармонически соединенные с простой, но содержательно наполненной формой. А обращаясь к истории своего народа, Байтенов не только подчеркивает преемственную связь современной культуры с наследием предков - саков и тюрков, но и одновременно утверждает ее вневременной, общечеловеческий характер, выявляя присущие ей истинные ценности. Мажит Байтенов, по его словам, всегда изучал историю, обычаи казахского народа, он понимает, чувствует особенности традиционной культуры, для него важно передать сущностные моменты, принципы, но не стоит ожидать от его выставок исторических панорам, подробного “этнографического” разбора костюмов и прочих “точных” исторических деталей. Художника интересует не конкретность, а смысловой образ, скорее визуальные аллюзии, упоминание, чем реальный факт, не подробности, а мотив. Лаконичность и условность крупномасштабного изображения фигуры, например кобызшы или балбала? - это образы, которые постоянно возникают в его полотнах, и художник, стремясь к максимальному обобщению форм, компенсирует их эмоциональным цветовым решением. Искусствоведы говорят, что узнаваемость почерка художника - в особой выразительности, в способности придать предельную силу цвету, в смелости включать почти детскую непосредственность, искренность и яркость в образы. Все это идет от независимости и внутренней свободы Байтенова, которую он обрел, начав свою деятельность с Караганды, а к сегодняшнему дню его работы уже показаны в крупных выставочных центрах Азии и Европы.
Нур-Султан |