|
Ольга Шишанова Председатель международного жюри XV кинофестиваля “Евразия” и художник, известный венгерский режиссер и тонко чувствующий творческий человек - это Тамаш Тот, который в эксклюзивном интервью журналисту “НП” рассказал о своем видении сегодняшнего кино, поделился мнением о проходящем фестивале и открыл секрет счастливого бытия
- Господин Тот, вы живете в красивом небольшом доме под Будапештом. Это ваш художественный выбор или необходимость отдыхать от внешнего мира, в котором вы в силу своей профессиональной деятельности настолько задействованы? - Вы попали в десятку. Я принял это решение совсем недавно - выехать за пределы Будапешта, хотя я не настолько категоричен: ведь это почти Будапешт, но все-таки не тот шумный центр города... А Будапешт, как все города, куда все больше устремляются туристы, превращается в туристический центр. Город сильно изменился в последние годы, он буквально оккупирован туристами, как и Венеция, например. Так же, как и все красивые европейские города. Но у меня были и личные причины покинуть центр города, в том числе и те, что касаются моих друзей, которые живут сейчас недалеко от меня.
- Чтобы никто не мешал заниматься, ко всему прочему, и живописью? - Я хочу достроить свой дом и мечтаю, что отстрою в нем художественную мастерскую. Первый раз в жизни будет нормальная, хорошая, большая мастерская, потому что я готовлю для себя и запасной вариант. Ведь если венгерского кино придется снимать очень мало, хотя у нас снимают очень много из Голливуда, вдруг сложится так, что не получится снимать столько, сколько мне бы хотелось, тогда меня утешит огромный холст в моей мастерской - два на три метра точно, и я буду счастлив. Для меня это может стать своеобразной альтернативой. - Получается, вы очень многогранная личность... - Я любитель живописи, и в московском ВГИКе я посещал творческие дискуссии, что, на мой взгляд, сегодня, к сожалению, вымирает. Я встречаю все меньше и меньше людей, которые бы общались между собой, будучи сами из разных сфер искусства. Я же во время учебы во ВГИКе дружил и общался с очень многими художниками, учился у них сам - сначала в Москве, затем в Будапеште, кроме того, бывал в мастерских у художников-постановщиков. Довелось мне поработать и в театре, как дизайнеру, так что, если говорить о возможной смене деятельности, я бы с удовольствием работал по профилю художника-постановщика. Я, кстати, в своих кинокартинах практически сам все делаю в этой сфере, так что... - Какие у вас любимые цветовые оттенки, краски и почему? - Вы удивитесь, но в последнее время - синий и коричневый. Почему-то ранее это считалось стереотипом, в то время как у меня они ассоциируются с водой и землей. Да и вообще, мне нравится фигуративная живопись, я не абстракционист. Я люблю копаться в материи, мне хочется выразить свое отношение к металлу, земле, воде, огню... До сих пор вспоминаю запах стали, который помню с начала 90-х годов, я тогда еще снимал “Дети чугунных богов”. Не поверите, для меня это наслаждение, я думаю, что я, на самом деле, анимист. С другой стороны, я люблю интеллектуальный подход в кино, нечто сродни эстетскому, хотя по менталитету я вряд ли являюсь человеком слов. Намного больше я человек ощущений. Причем полагаю, что на определенном этапе жизни человек должен знать, кто он такой. Думаю, что подхожу сейчас к тому, что начинаю понимать самого себя, но вряд ли многие сегодня занимаются этим. Хотя я, например, в сегодняшнем потоке информации очень долго чувствовал, что мне нет в нем места. Меня просто сносило этим потоком. Может, потому что я слишком открыт, и мне все интересно, хотя это не правильно, это очень тяжело, ведь я теряюсь. И я решил определиться, настало время заниматься тем, что действительно любишь на своем маленьком пятачке земли. Конечно, если Бог даст, больше всего мне бы хотелось снимать кино. Это моя мечта. - А что должно произойти, чтобы вас это заставило подойти к мольберту? - Тут все просто - эта тяга у меня с детства. На уровне инстинктов, если хотите. И в отношении самостоятельного творчества моя самая большая проблема в том, что я не играю ни на каком музыкальном инструменте. Если бы умел, это было бы вообще чудесно, хотя... может, еще не поздно научиться. Музыка и тяготение к белому квадрату холста - это мое все, тяготение к квадрату, который надо заполнить. А что касается другого... я пишу в основном сценарии, а вот стихи писал когда-то раньше. Люблю много читать, но признаюсь, что прежде всего читаю ту литературу, которую потенциально можно экранизировать. Это, пожалуй, оттого, что банально не хватает времени, жизнь все-таки коротка, а у меня сейчас происходит рождение нового мировосприятия. - Вы говорили, что хотели бы снять казахстанско-венгерский фильм, учитывая многообразие точек соприкосновения. В каком ключе это может произойти? - Сейчас у меня два плана этого воплощения. И оба абсолютно разные. Первый - это современная история, со стремлением к некоему универсальному языку, эмоциональному подходу. И здесь мне было бы интересно понять, куда движется такая страна, как Казахстан, которая мне очень близка, это может быть основано более на интуиции, не на конкретных сходствах, а скорее на ощущениях. Тема стара, как мир - о влюбленных, о проявлениях любви на разных жизненных этапах. Вторая тема - это историческая, она будет основана на фактах о кыпчакско-венгерском короле, который жил в XIII веке. Там тоже есть линия любовной истории, но, несмотря на то, что в Венгрии это довольно известная история, никто пока ей всерьез не заинтересовался - не знаю, почему. И я категорически хотел бы это снять. Если все сложится, то я мог бы приступить к съемочному процессу уже в будущем году.
Нур-Султан |