|
Ольга Шишанова Завтра - 14-го, а также 15 и 19 июня на сцене Большого зала “Астана Опера” состоится грандиозная премьера балета “Жизель” Адольфа Адана. Фантастический мир сольется с реальным, когда кружащие в хороводе девушки-призраки очаруют публику изящным танцем, в котором будут бороться коварная месть и чистая любовь
Фантастический балет “Жизель” в Нур-Султане! Что спасет главного героя от смертельной гибели - зрители узнают на премьере балета А. Адана “Жизель”. Спектакль пройдет при поддержке Министерства культуры и спорта РК в постановке прославленных деятелей высокого искусства: балетмейстера-постановщика, народной артистки России Алтынай Асылмуратовой, выдающегося сценографа современности Эцио Фриджерио, обладательницы премии “Оскар”, художника по костюмам Франки Скуарчапино. Дирижером-постановщиком выступит Арман Уразгалиев. - “Жизель” - это один из самых любимых мною балетов, я считаю его гениальным. В нем все ясно, лаконично и логично. Очень хочется, чтобы спектакль получился органичным, это касается и декораций, и костюмов, и бутафории. Мы отталкивались от традиционной хореографической версии Мариуса Петипа, благодаря его таланту этот балет вот уже почти два столетия живет на мировой сцене и является самым репертуарным спектаклем. Я всегда снимаю шляпу перед гениальными людьми, это касается и Петипа, хореография которого проверена временем, поэтому особых изменений мы вносить в нее не стали, однако усилили определенные фрагменты. Хочется в полной мере передать всю прелесть романтики этого балета, - рассказала Алтынай Асылмуратова.
При этом, по словам балетмейстера, главные партии готовят: Жизель - заслуженные деятели Казахстана Айгерим Бекетаева, этуаль Венгерского государственного оперного театра Алия Таныкпаева и Анастасия Заклинская. Альберт - заслуженный деятель Казахстана Бахтияр Адамжан, Еркин Рахматуллаев, Олжас Тарланов. Мирта - Асель Шайкенова, Елена Семенова и Еркежан Жунусова. Напомним, что в основе сюжета “Жизель” лежит легенда о виллисах. Это девушки-призраки, погибшие от несчастной любви, которые теперь мстят молодым мужчинам. Одетые в подвенечные платья, они кружат их в хороводе танца до тех пор, пока жертвы не упадут без сил замертво. Вот и в “Жизель” показана нежная и вместе с тем мистическая история молодой и наивной девушки, которая любит всем сердцем и уверена в ответных чувствах своего избранника Альберта. Но ее поклонник, лесничий, открывает обман ее возлюбленного, в результате чего она теряет рассудок и умирает, не выдержав предательства. Так для юной крестьянки Жизель мир, заключенный в любимом человеке, рушится в одночасье. И теперь Жизель не простая крестьянская девушка, а мстительная и жестокая, как и все виллисы, к которым она присоединяется. Первым, кого они покарали, стал лесничий, пришедший на могилу Жизель. Следующим на это место явился граф Альберт. Но душа девушки, все еще нежно и преданно любящая его, защищает возлюбленного от мстительных виллис, спасая от гибели. С рассветом исчезают тени всех девушек и самой Жизель, оставляя лишь глубокий след в душе и памяти Альберта - как вечное сожаление о потерянной любви, которая сильнее смерти. Французский литератор Теофиль Готье познакомился с легендой в пересказе немецкого романтика Генриха Гейне. Вместе со сценаристом Жюлем Сен-Жоржем они в считанные дни придумали сюжет “Жизель”. Адольф Адан за три недели написал партитуру. В качестве хореографов выступили маститый Жан Коралли, молодой Жюль Перро и Мариус Петипа. - Мы постараемся, чтобы первый акт получился теплым и красивым, а второй - загадочным и романтичным. Для балерины этот балет просто кладезь, в нем можно продемонстрировать все свое мастерство, драматические таланты, проявить свою индивидуальность. Первый акт - самый трудный для артистов, именно в нем становится понятно - Жизель ты или нет, то же касается исполнителя партии Альберта. Сохранить этот стиль и не переусердствовать с “украшательствами” бывает сложно, так как есть риск потери всей прелести этого шедевра, - заключила балетмейстер-постановщик Алтынай Асылмуратова. К слову, сразу после премьеры в 1841 году в парижской Гранд-Опера “Жизель” была признана выдающимся достижением балетного театра. Первой исполнительницей партии Жизель была Карлотта Гризи. По мнению театрального критика Нины Аловерт, Алтынай Асылмуратова также является одной из лучших исполнительниц этой партии. “Алтынай танцевала роль Жизель божественно!” - писала в своей статье “Вариации на тему” Нина Аловерт. Да и вообще хореографическая красота этого балета пленяет зрителя навсегда. Меняются вкусы, мода и время, но успех “Жизель” остается неизменным.
Факты о постановке
- Адольф Адан был жизнерадостным и разносторонне развитым человеком, исследователи его творчества любят упоминать о том, что он дрессировал свою лягушку, живущую у него на столе в банке и задорно прыгающую под аккомпанемент. - Свой балет, принесший ему мировое признание, он написал всего за десять дней. Причем в первой постановке “Жизель” (1841) танец и мимика занимали практически одинаковые доли в представлении. Для передачи эмоций пантомимой танцорам приходилось обладать немалым актерским мастерством. Впоследствии танцу стали отдавать ведущую роль в раскрытии сюжета. - Название спектакля и имя главной героини происходит от германского слова “gisil”, означающего “заклад”, “залог”. - Сразу после премьеры балета прическа с пробором по центру, которую носила главная героиня, стала настоящим хитом среди парижских модниц.
Нур-Султан
|