ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Тайны орнаментов Культура

Ольга Шишанова
Под таким названием открылась выставка в Национальном музее РК. Экспозиция демонстрирует более 100 ковров ручной работы из частных коллекций Казахстана

Ковроткачество - одно из самых древних ремесел казахского народа, его история насчитывает более пяти тысяч лет. Хорошо сохранившиеся образцы сегодня занимают почетное место не только в коллекциях самых известных музеев мира, Казахстана, но ценимы и частными почитателями этого вида искусства.
За многие века в Казахстане сформировалось несколько направлений ковроткачества, и для каждого из них характерны свои орнаменты и цветовые решения, а также особенности техники изготовления. Ковры считались драгоценным богатством дома, а секреты ковроделия передавались из поколения в поколение.
При этом искусство ковроделия в Казахстане всегда было не только народным промыслом, но являлось и воплощением духа народа-создателя. Узоры старинных ковров до сих пор открывают сокровенные помыслы и тайны мастеров, а также указывают на время и место изготовления.

 

 

Напомним, что казахские ковры делят на две категории: ворсовые и безворсовые. Ковровые изделия с ворсом изготавливали в южных районах страны, для них характерно наличие бордюра и центральной части, обычно узор может быть растительным или геометрическим. Старинные ворсовые ковры мастериц Южного Казахстана поражают хитросплетением розеток, ромбов, звезд и всевозможных ступенчатых фигур.
Безворсовые ковровые изделия в основном распространены в восточных и западных районах страны, а в их орнаменте преобладали зооморфные орнаменты, символы предметов быта, геометрические фигуры. Растительные узоры на безворсовых коврах встречаются достаточно редко.
В качестве материала для ковров казахские мастерицы использовали овечью, козью и верблюжью шерсть, а также шелк, хлопок, лен и пеньку в различных комбинациях. Чтобы получить яркие цветные волокна, применяли натуральные растительные красители, получая путем их комбинирования самые разные оттенки.
Но самое интересное - в цветовой гамме казахских ковров гармонично соединяются практически все краски спектра. Они представляют собой настоящие живописные полотна, в которых сложно выделить какой-то один доминирующий оттенок. И это неудивительно, ведь ковровые изделия казахских мастериц отражают все многообразие окружающего мира и наполнены жизнеутверждающей энергией.
Вот и на нынешнем вернисаже все эти уникальные экспонаты являются настоящим свидетельством того, что степные пространства Казахстана с древнейших времен являлись одним из мощных очагов пульсации и развития изобразительного искусства, составившего в последующие века фундамент для традиционной художественной культуры казахского народа.

 

 

И пусть кочевая цивилизация не выработала станковых форм изобразительного искусства, но она создала свое уникальное явление - ковер, который является главным элементом художественного оформления интерьера юрты. Казахские мастерицы ткут уже упомянутые ворсовые и безворсовые ковры (тљкті кілем, таћыр кілем), делают паласы (алаша), орнаментированные полосы для украшения юрты (басћџр). Традиционным центром ворсового ковроделия признаны Кызылординская, Туркестанская и Жамбылская области. Тогда как гладкое ткачество в Казахстане распространено повсеместно. При этом, по мнению искусствоведов, самыми красивыми среди безворсовых ковров считаются арабы кілем и бес кесте. Их орнаментальная композиция строится на ритмичном чередовании узорных и одноцветных полос, где крупные фигурные розетки - омыртћа - и разноцветные ступенчатые полосы - алабас - удачно сочетаются с мелкими геометрическими узорами. Ковер под названием бес кесте декорируется некрупным геометризированным орнаментом с роговыми отростками, слово кесте в переводе с казахского языка означает вышивка.
Могучей силой художественного воздействия, монументальностью и живописностью поражают постилочные ковры - текеметы. Симметрия композиции и графическая четкость узоров свойственны и другому типу войлочных ковров - сырмакам. В орнаменте войлочных постилочных ковров преобладают различные вариации роговидного узора - ћоршћар мџйіз - символа богатства и благополучия, но в отличие от текеметов орнаментальные композиции сырмаков часто обогащаются растительными мотивами в виде пальметт, древовидных и листовидных узоров. Полихромией цвета, изысканностью и богатством растительных узоров отличаются настенные вышитые ковры - тускиизы, их шьют из бархата, сукна или шелка. Тускииз, олицетворяющий семейное счастье, как и другие ковры, является обязательной частью приданого невесты.
Сегодня трудно и дорого сформировать полноценную коллекцию канонических казахских ковров, несущих в себе цельность архаичного рисунка, глубинного замысла и техники исполнения. И потому проходящая выставка дает уникальную возможность увидеть на одной площадке ковры ручной работы лучших мастеров ковроделия Казахстана.

Нур-Султан

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение