Ольга Шишанова Под таким названием открылась выставка в Национальном музее РК. Экспозиция демонстрирует более 100 ковров ручной работы из частных коллекций Казахстана
Ковроткачество - одно из самых древних ремесел казахского народа, его история насчитывает более пяти тысяч лет. Хорошо сохранившиеся образцы сегодня занимают почетное место не только в коллекциях самых известных музеев мира, Казахстана, но ценимы и частными почитателями этого вида искусства. За многие века в Казахстане сформировалось несколько направлений ковроткачества, и для каждого из них характерны свои орнаменты и цветовые решения, а также особенности техники изготовления. Ковры считались драгоценным богатством дома, а секреты ковроделия передавались из поколения в поколение. При этом искусство ковроделия в Казахстане всегда было не только народным промыслом, но являлось и воплощением духа народа-создателя. Узоры старинных ковров до сих пор открывают сокровенные помыслы и тайны мастеров, а также указывают на время и место изготовления.
Напомним, что казахские ковры делят на две категории: ворсовые и безворсовые. Ковровые изделия с ворсом изготавливали в южных районах страны, для них характерно наличие бордюра и центральной части, обычно узор может быть растительным или геометрическим. Старинные ворсовые ковры мастериц Южного Казахстана поражают хитросплетением розеток, ромбов, звезд и всевозможных ступенчатых фигур. Безворсовые ковровые изделия в основном распространены в восточных и западных районах страны, а в их орнаменте преобладали зооморфные орнаменты, символы предметов быта, геометрические фигуры. Растительные узоры на безворсовых коврах встречаются достаточно редко. В качестве материала для ковров казахские мастерицы использовали овечью, козью и верблюжью шерсть, а также шелк, хлопок, лен и пеньку в различных комбинациях. Чтобы получить яркие цветные волокна, применяли натуральные растительные красители, получая путем их комбинирования самые разные оттенки. Но самое интересное - в цветовой гамме казахских ковров гармонично соединяются практически все краски спектра. Они представляют собой настоящие живописные полотна, в которых сложно выделить какой-то один доминирующий оттенок. И это неудивительно, ведь ковровые изделия казахских мастериц отражают все многообразие окружающего мира и наполнены жизнеутверждающей энергией. Вот и на нынешнем вернисаже все эти уникальные экспонаты являются настоящим свидетельством того, что степные пространства Казахстана с древнейших времен являлись одним из мощных очагов пульсации и развития изобразительного искусства, составившего в последующие века фундамент для традиционной художественной культуры казахского народа.
И пусть кочевая цивилизация не выработала станковых форм изобразительного искусства, но она создала свое уникальное явление - ковер, который является главным элементом художественного оформления интерьера юрты. Казахские мастерицы ткут уже упомянутые ворсовые и безворсовые ковры (тљкті кілем, таћыр кілем), делают паласы (алаша), орнаментированные полосы для украшения юрты (басћџр). Традиционным центром ворсового ковроделия признаны Кызылординская, Туркестанская и Жамбылская области. Тогда как гладкое ткачество в Казахстане распространено повсеместно. При этом, по мнению искусствоведов, самыми красивыми среди безворсовых ковров считаются арабы кілем и бес кесте. Их орнаментальная композиция строится на ритмичном чередовании узорных и одноцветных полос, где крупные фигурные розетки - омыртћа - и разноцветные ступенчатые полосы - алабас - удачно сочетаются с мелкими геометрическими узорами. Ковер под названием бес кесте декорируется некрупным геометризированным орнаментом с роговыми отростками, слово кесте в переводе с казахского языка означает вышивка. Могучей силой художественного воздействия, монументальностью и живописностью поражают постилочные ковры - текеметы. Симметрия композиции и графическая четкость узоров свойственны и другому типу войлочных ковров - сырмакам. В орнаменте войлочных постилочных ковров преобладают различные вариации роговидного узора - ћоршћар мџйіз - символа богатства и благополучия, но в отличие от текеметов орнаментальные композиции сырмаков часто обогащаются растительными мотивами в виде пальметт, древовидных и листовидных узоров. Полихромией цвета, изысканностью и богатством растительных узоров отличаются настенные вышитые ковры - тускиизы, их шьют из бархата, сукна или шелка. Тускииз, олицетворяющий семейное счастье, как и другие ковры, является обязательной частью приданого невесты. Сегодня трудно и дорого сформировать полноценную коллекцию канонических казахских ковров, несущих в себе цельность архаичного рисунка, глубинного замысла и техники исполнения. И потому проходящая выставка дает уникальную возможность увидеть на одной площадке ковры ручной работы лучших мастеров ковроделия Казахстана.
Нур-Султан |