|
Ольга Шишанова В столичном Национальном музее РК прошло открытие персональной выставки талантливого ногайского художника-графика Алибека Койлакаева “Легенды тюркского мира”. На экспозиции представили 80 работ художника, выполненных пером и тушью
Это не первый персональный вернисаж, на котором можно полюбоваться изумительными работами, в которые Алибек поистине вкладывает свой талант и свое умение, и каждое его произведение несет в себе частичку мастера, его создавшего. Как считают почитатели его таланта, графика в творчестве Алибека Койлакаева давно обрела глубокое и совершенно неожиданное звучание, где основную эмоциональную нагрузку несет линия, которая формирует пространственные отношения, определяет пластику формы, выявляет акценты и создает настроение. В любой композиции торжествует гармония тона и линий, штрих расположен по определенной динамичной форме, выстраивая точные абрисы изображения. При этом художник оставляет поверхность бумаги видимой, не разрушая плоскости тонированного листа, чтобы показать глубину условного пространства мира, где она способна стать знаком, символом чего-то большего, чем простой лист. Выступая на церемонии открытия выставки, директор Национального музея РК Алмаз Нџразхан отметил: “Алибек - талантливый художник. Он всей душой близок к тюркским народам, хоть и не живет в нашей стране. Он глубоко воспринимает и пропагандирует историю и казахского, и ногайского народов, которые корнями восходят к единому тюркскому народу, а созвучность культур братских народов стала основой его творчества. Я очень рад тому, что в Национальном музее открылась выставка столь талантливого мастера. Алибеку я желаю творческих успехов, пусть сегодняшняя выставка в Национальном музее станет началом покорения главных музеев мира!”. И, действительно, прежде чем изображать кого-то из героев древности, автор много анализирует, сравнивает разные представления об их образах через научные статьи, книжные и летописные источники. Так, в работе “Культегин” прославленный героический тюркский предводитель выглядит очень уверенно и воинственно. Художнику поразительно глубоко удалось передать внутреннюю сущность блестящего воина, который всегда приводил свои войска к победе. Тогда как в композиции с пронзительным названием “Скорбь” воин сидит в трагической позе и оплакивает павших соратников. Внутри изогнутого, подавленного горем силуэта мужчины развивается насыщенная чувствами экспрессия. Эффект траура достигается через использование диагональной полосы, изображающей поле брани. Она напоминает расколотую землю в виде бездны, уносящей жизни.
Президент республиканского молодежного общественного объединения “Союз КВН Казахстана” Есен Елеукен заметил: “Ногайская история - это и казахская история, а ногайская культура - это казахская культура, потому как ногайские эпосы - это те же казахские эпосы. И эти народы нельзя рассматривать в отдельности. Те вещи, которые есть в творчестве Алибека, есть и в истории казахов, и в самой сущности казахов. Поэтому его смело можно называть и казахским художником. В будущем автор планирует посетить с выставкой все города Казахстана. Надеюсь, что это произойдет”. А еще работы Алибека Койлакаева всегда выверены, рассчитаны и наполнены глубоким чувством восхищения своими героями, он направляет зрителя на определенную линию восприятия своих произведений. Например, почти во все свои работы он вводит приметы конкретного исторического времени, но при этом основной акцент он делает на психологическое состояние героев. Художник дает нетрадиционную философскую, морально-этическую трактовку изображаемых образов и событий. Напротив, в каждой работе чувствуется вдумчивый и пристальный взгляд художника в современность. Он не только чутко вспоминает память веков и остро реагирует на современные события, на драматизм исторических явлений, но и соединяет разные эпохи в одну цепь развития своего народа, своей страны. - Ногайская культура очень разнообразна, и мне представилась возможность обогатить ее при помощи моего творчества. Для меня честь быть ногайцем, - утверждает и сам Алибек.
Рисовать он начал с раннего детства. По его словам, его это очень увлекало, давало с каждым днем, с каждым годом возможность познавать, постигать что-то новое. - По окончании школы я поступил в художественное училище на мастера по дереву. Получил диплом первой степени среди всех прикладников Дагестана всех возрастов. Потом поступил в Краснодар в Академию художеств на графический дизайн. Освоил все азы довольно быстро и перешел на отделение станковой графики. Освоил технику “травленый штрих”, книжную иллюстрацию. Защитил диплом “Ногайские степи”, отмеченный комиссией отдельной похвалой как уникальный и по технике, и по тематике. И именно учеба в академии повлияла на мое профессиональное становление, именно там и в то время я сделал большой рывок в профессиональном плане, - говорит художник. Что же касается его нынешнего вернисажа, то мастер и не помышляет об успехе. Или о том, что говорят вокруг. “Я хочу противостоять мировой глобализации, цель которой искажение и стирание из памяти людей всей нашей истории. Ведь, не зная своей истории, невозможно построить будущее, а это очень важно, это ключевая цитата в философии моего искусства. Именно при помощи моего творчества, используя сложнейшую технику, сюжет и эпичность, я собираюсь привлечь внимание людей, тем самым заинтересовывая их в изучении истории. Моя цель - возрождение мировой истории. Герои моих картин не только представители ногайской культуры, но и славяне, и исторические личности Азии...” - заключил он. Добавим, что выставка продолжит свою работу до 15 мая.
Нур-Султан |