|
Ольга Шишанова В Казахстане под эгидой Минкультуры и спорта РК стартует республиканский тур айтыскеров под названием “Ұлы дала ән мен жыры, ақындықтың жеті қыры”, который пройдет в 22 городах республики. В каждом городе выступят известные акыны страны - Балгынбек Имаш, Айнур Турсынбаева, Сара Токтамысова, Жандарбек Булгаков. Затем в рамках тура в Алматы, в зале “Алматы Арена”, состоится юбилейный концерт акына и айтыскера Балгынбека Имаша, приуроченный к 25-летию его творчества
Об этом рассказал министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы в ходе своего выступления на площадке Службы центральных коммуникаций в столице. Подчеркнув, что айтыс - это синтез целого ряда искусств. И главной целью этого масштабного проекта является развитие и популяризация национальной культуры. Кроме того, парад грандиозных песен и стихов, который состоится в 22 городах, будет включать в себя элементы шоу. “Поэтому айтыс возвысится как полноценное культурное мероприятие, которое заслуживает восприятия самой широкой аудитории”, - заключил глава ведомства. Действительно, айтысы многообразны по своей форме в зависимости от поэтической индивидуальности состязающихся акынов, а мелодии не оставят равнодушным ни одного слушателя. Это не только вид развлечения, айтыс также является источником информации, передающей через череду эпох летопись, жизнеописание поколений. В этом и заключается его популярность в народе. Содержание айтыса проявляется в самых разных аспектах: в отношениях человека с природой, в борьбе добра со злом, в стремлении женщин к равенству, в искусстве, истории, чувствах, воспевании родного края, восхвалении героя. Очень популярны в народе состязания между женщиной и мужчиной, причем женщина нередко становилась победительницей. Тут, пожалуй, уместно вспомнить состязание-разговор, который пришел как образец айтыса - соревнования из глубокой древности в легенде “Алпамыс-батыр”. А еще перепевы таких знаменитых акынов, как Биржан и Сара, творчеству которых посвящена даже одноименная опера.
Но обычно айтыс не имеет постоянной формы или мотива, и потому источником музыки являются казахские народные песни. Исполнитель выбирает какой-либо отрезок из традиционной песни и неоднократно повторяет его. Также исполнители слагают стихи и исполняют их в речитативной манере под аккомпанемент музыкального инструмента или без него. Песенное состязание акынов принадлежит к жанру традиционного айтыса. Высокая поэтическая техника, остроумие, умение динамично импровизировать - все это необходимо как соперникам по айтысу, так и многочисленным слушателям, живо реагирующим на каждое слово или промах акына-импровизатора. Все это очень интересно, потому как форма айтыса выстроена по принципу “вопрос - ответ”. А значит, участники должны превзойти друг друга в быстрой, находчивой и остроумной поэтической импровизации. Во время айтыса каждый из акынов сочиняет песни экспромтом, без задержки, сразу же создает стихи на разные темы - это один из признаков одаренного, быстрого акына. Очень важный момент на айтысах - эмоциональный контакт между акынами и публикой. Это не просто однообразное представление, а умение проявить комплексные навыки. Таким образом, айтыс являет собой сложный синтез ряда искусств - поэзии, музыки, драматического представления, исполнительского мастерства, умения отражать нападения противника и ораторского мастерства. В подобном конкурсе могут принимать участие несколько акынов, хотя выступление парами является наиболее распространенным. Если же обратиться к официальным документам, то на протяжении веков существовало несколько видов айтыса, самыми распространенными из которых были каим-айтыс и сере-айтыс. Каим-айтыс - это короткие песенные импровизации, айтыс между молодыми начинающими акынами, такой айтыс часто затевался среди молодежи во время игр, праздников, это самый доступный вид айтыса. Сере-айтыс - это айтыс между опытными акынами, уже сыскавшими признание в народе как мастера импровизации. Такими известными мастерами айтыса стали акыны Орынбай, Шоже, Жанака, Биржан и Сара, Асет, Ырысжан, Суюмбай, Джамбул. Они являются создателями традиций и школ айтыса. Их айтысы, получившие устное распространение или записанные с середины XIX века казахскими и русскими учеными, представляют собой динамичные самостоятельные произведения.
|
Балгынбек Имаш
|
Например, когда-то писатель, академик Сабит Муканов писал, что “причина любви народа к поэту - не только красноречие его, главная причина любви народа к акыну - то, что он в айтысе или в других произведениях изображает только правду - истину о народном житье-бытье, разделяя и радость, и горе народа”. А вот что говорил в своей научной статье “Стихи айтыса” Мухтар Ауэзов: “В действительности самый богатый жанр в казахском фольклоре - айтыс. Ведь, по правде говоря, богатое наследие фольклора более известно в форме жыра - сказания в стихах. И среди них ведущее место принадлежит стихотворениям айтыса. Даже словесные памятники, высеченные на камнях, читаются в форме жыра...”. Добавим лишь, что айтысы исполняются с аккомпанементом на народных струнных инструментах - домбре у казахов и башкир, на комузе - у киргизов. Потому как кроме Казахстана состязания акынов проходят также в Башкирии и Киргизии. Фото пресс-службы СЦК
Нур-Султан |