Эльвира Сыздыкова Прошедший в Алматы XVIII международный джазовый фестиваль взбудоражил публику многоликим звучанием исполнителей - новаторов этого направления. Молодое инструментальное трио из Германии Three Fall, например, сыскало ошеломительный успех и обожание у слушателей
Джазмены из Three Fall посетили южную столицу, откликнувшись на приглашение Гете-Института в Казахстане, празднующего 25-летие в этом году. Прежде чем наведаться в нашу страну, музыканты в рамках своего джазового турне по Центральной Азии дали оглушительное выступление в Ашхабаде. А уже на просторах Казахстана артисты одарили уникальным звучанием карагандинскую и столичную аудитории. “Яблочный” же город тепло принимал Three Fall на площадке казахской государственной филармонии имени Жамбыла. Вот уже десять лет особую магнетическую связь между формой и структурой музыканты создают самостоятельно, каждым творением обращая в ничто всевозможные жанровые рамки, расширяя пороги восприятия композиций. Сейчас Three Fall составляют три амбициозных инструменталиста: бас-кларнетист Лутц Штройн, тромбонист Тиль Шнайдер, перкуссионист Себастьян Винне. С таким, казалось бы, минималистическим инструментальным арсеналом репертуар бэнда тем не менее блещет несколькими музыкальными стилями, гармонично соседствующими с джазовым доминирующим звучанием. Сдержанность рождает протест и предоставляет поле для экспериментов.
Несмотря на то, что бэнд представлен лишь тремя участниками, могущество его звучания не блекнет перед полноценным многоголосым оркестром. Three Fall - это пик цветения молодого революционного немецкого джаза. Инструменталисты вполне могли бы считаться последователями такого новаторского направления, как джазтроника, разве что и этот глянцевый термин скудно описывает творчество музыкантов. Немецкая группа выдает произведения исключительного сплава стилей: джаз, электроника, регги, фанк, поп, хип-хоп, рок, панк, этно. Алматинцы - гости фестиваля “Международный праздник джаза”, доверив биение своих сердец бунтарскому ритму, вместе с Three Fall отправились в фантастические странствия на крыльях экспрессивных мелодий. Открывающая концерт композиция Endless (“Бесконечность”), поначалу рождавшаяся на сцене торжественно, мрачно и таинственно, нежданно разбушевалась взрывом полыхающих аккордов. После под неугомонные волны рукоплесканий Лутц Штройн прокомментировал: “Нам повезло, так как мы смогли увидеть бескрайние просторы Казахстана в ходе нашего турне. И произведение как нельзя лучше подходит к увиденному пейзажу”.
А мелодия сочинения Alexandria, вдохновленная путешествиями джазменов, ни много ни мало обратилась ковром-самолетом, на котором слушатели добрались до далеких египетских пустынь. Мастерство владения Three Fall джазовыми в классическом понимании инструментами поражает. В выразительном консонансе духовых и ударных переливов нельзя было не уловить свист и завывание сухого ветра, шипение раскаленного солнца, тяжелую поступь долговязых караванов, этнические напевы традиционных арабских инструментов. И так как в сердцевине джаза покоится искусство импровизации, музыканты решились на любопытный эксперимент - исполнить нечто совершенно спонтанное для зрителя, позволить ему присутствовать при создании нового сочинения. “Мы не знаем, что получится. Известный джазист Херби Хэнкок сказал: “Сделай из яда лекарство”. То есть попытайтесь сделать из всего позитивное, даже если у вас лишь негативные эмоции, попытайтесь перевести их в светлое русло. Самое главное - у вас есть эти эмоции. Как оно в жизни, так же и в импровизации”, - прокомментировал Лутц. Ритм задал бас-кларнет Штройна, а к нему, постепенно привыкнув и подхватив настрой, присоединились поначалу робкие, а позже нота за нотой поспевающие тромбон и барабаны. И прежде какофонический спор переливов инструментов начал проявлять признаки будущего шедевра дискографии Three Fall. Кроме того, музыканты поделились занятной подробностью гастрольных будней по Средней Азии: “В течение этих нескольких дней заметили такой процесс: мы говорим по-немецки, и тут из ниоткуда выскакивает русская речь, отдельные слова”. В целом артисты, по их признаниям, счастливы обладать предоставленным им шансом в своих мечтательных инструментальных композициях делиться историями с казахстанцами. А фронтмен трио Лутц Штройн добавил, что для него Алматы и вовсе особенная площадка, так как его любимую дочь зовут Альма, чье нежное имя несколько созвучно с именем южной столицы.
Фото Талгата Галимова |