Ольга Шишанова В Национальном музее РК прошел вернисаж передвижной выставки из Японии “Современные нэцкэ из дерева”, на котором представили более шестидесяти произведений деревянных фигурок из Страны восходящего солнца
Есть страны и культуры, представляющие для мира не остывающий интерес. Такова Япония. Ее притягательная сила рождается из долгой истории, из оригинальной этики, яркого искусства. Глубина японской жизни и работы ее мастеров давно стали предметом научных статей, товаром для западных дилеров и поводом к пылкому пристрастию коллекционеров. Уже не первое десятилетие одним из таких увлечений остается резная японская миниатюра нэцкэ, возникшая некогда с целями вполне бытовыми.
Эти маленькие символические резные фигурки выполняют из слоновой кости или дерева. В древности японцы использовали нэцкэ для прикрепления ключей, кошелька к поясу кимоно, но также они служили еще и в качестве декоративного украшения одежды. Дело в том, что традиционная одежда на Японских островах была элегантной, но не имела карманов, и свои личные вещи японцы приспособились носить в небольших сумках или футлярах, которые подвешивали к поясу-кушаку. Нэцкэ стали аналогом пуговицы, мини-стопорами на конце тесьмы, мешающими этим сумкам упасть. Потому-то благодаря многозначности иероглифов и в зависимости от написания нэцкэ переводится как “прикреплять и подвешивать”. Китайцы же переводили свои аналоги как “маленький висящий предмет”. Со временем нэцкэ стали декоративными, а выдумка и мастерство японских резчиков превратили их в настоящие произведения искусства.
Перебирая и поглаживая нэцкэ у пояса, их владелец не только демонстрировал свое внимание к предметам искусства, что всегда высоко ценилось в японском обществе, но и, следуя пальцами за изысканно-гармоничными изгибами формы, успокаивался и сосредотачивался, обретал душевное равновесие, снимал стресс. И вообще нэцкэ - это скульптура, с которой общаются. Некоторые приравнивают нэцке к окимоно, но это неправильно. Нэцкэ и окимоно очень похожи, но по предназначению и символике это совершенно разные фигуры. Окимоно - статуэтки, служащие для оформления и украшения интерьера. Эти фигурки могут быть выполнены из любого материала и не несут в себе никакого воздействия на судьбу человека в отличие от нэцкэ. Тем более что с давних времен нэцкэ различались по типологии и формам. Это же отличие нэцкэ сохранилось и до наших дней.
Первые нэцкэ в Японии появились в эпоху Эдо, в период расцвета своеобразного золотого века японского искусства, литературы и поэзии. С течением времени эти простые повседневные предметы достигли уровня подлинного искусства, превратившись в самостоятельный вид декоративно-прикладного искусства, в объекты коллекционирования. Сегодня в разных странах мира живет большое количество поклонников нэцкэ - по оценке экспертов, насчитывают около пяти тысяч коллекционеров данного вида искусства. Цена на редкие старинные миниатюры доходит до нескольких сот тысяч долларов. Например, нэцкэ мастера Отомана из XIX века, изображающая борьбу воина Ватанабэ-но Цуна и демона Расемона, стоила 185 тысяч долларов. А самую дорогую в мире нэцкэ “Кирин” оценивают в один миллион долларов.
На прошедшей выставке были представлены нэцкэ из дерева. Посетители могли не только увидеть экспонаты, но даже потрогать некоторые из них, ощутив необыкновенную тактильную прелесть нэцкэ. Процесс изготовления произведений весьма сложен, часто мастера тратили целый год для создания одного предмета. Например, братья Гонкур в своих воспоминаниях приводят очень интересный случай: один парижанин, посетивший Японию в 1870-х годах, хотел купить у мастера маленькую скульптуру, казавшуюся ему уже завершенной. Но автор сказал, что нэцкэ требует еще долгой работы на протяжении нескольких месяцев. Законченный экземпляр тщательно полируется, протирается соком особенных плодов, что придает им мягкий блеск. Затем произведение покрывают прозрачным лаком в несколько слоев. Каждый слой лака, а их количество порой доходило до шестидесяти, высыхал сутки, так что только на процесс лакирования уходили долгие месяцы. Потом нэцкэ полировали порошком угля, протирали льняным маслом, и последним шагом было наведение глянца шелком.
Тематика нэцкэ безгранична, она теснейшим образом связана с мировоззрением народа, с его мифологией, преданиями, легендами. Японские боги и культовые фигуры всегда носили неземной характер и были лишены физической оболочки. Признаки присутствия богов японцы видели через священные зеркало и саблю. Божественные проявления виделись им в священных горах, реках, деревьях. А еще нэцкэ, кроме дерева, могли быть изготовлены из панциря черепахи, фарфора, коралла или янтаря. Так что на выставке “Современные нэцкэ из дерева” посетители увидели изображения многих божеств и познакомились с работами современных японских мастеров, которые развивают новый взгляд на японское прикладное искусство.
Фото Радмира Фахрутдинова
Нур-Султан |