|
Ольга Шишанова Мир, с которым сталкивается зритель на первых секундах визуального контакта в работах Жан-Пьера Арболеда, соткан из сотен тысяч отголосков прошлого, символизма и сюрреализма. И на каждой его картине - одна из самых важных проблем человечества, связанная с вырубкой лесов и торговлей редкими дикими животными, чье существование находится на грани исчезновения...
Художники редко сегодня пишут на такие злободневные темы. Но только не Жан-Пьер Арболеда, которому с детства прививали любовь к животным и природе и который любил рисовать на протяжении всего своего детства. В молодости он переехал в Нью-Йорк и получил степень бакалавра в области иллюстрации в Школе визуальных искусств и степень магистра в области изобразительного искусства в Нью-Йоркской академии. Его одержимость животными и природой стала охватывать темы, касающиеся вопросов эволюционных изменений, токсичности окружающей среды и войны. Качества, которыми Жан-Пьер наделяет своих персонажей, заставляют зрителя видеть мир с точки зрения животных в мире без людей, где они доминируют над людьми, имея множество преимуществ - от оружия и трофеев до правления.
Его субъекты видоизменяются и трансформируются, борются с разрушением, хаосом и с социальными проблемами, проявляя при этом человечность и сострадание. Угрозы обезлесения и торговли дикой природой являются одними из проблем, которые способствуют уменьшению семей медленных лори и таких малоизученных видов, как тарсиеры и галаго. Художник очарован этими удивительными созданиями. Но, к сожалению, они находятся под серьезной угрозой потери своей среды обитания и сейчас подвергаются огромному риску исчезновения: “В моей картине “Привратники” я сосредотачиваюсь на праздновании этих прекрасных и великолепных животных, чтобы вернуть то, что им принадлежит, используя серию символов и интерпретаций, чтобы изобразить проблему, которая происходит в нашем обществе”. Медленный лори - это создание, которому угрожают вырубка лесов, а также черный рынок, поскольку он предназначен для торговли животными. Из-за своей привлекательности эти маленькие зверьки имеют огромный спрос, чтобы быть купленными как домашний питомец, но это дикое животное, и оно очень уязвимо в новых условиях. Они также ядовитые млекопитающие. Токсин, который выделяется и смешивается во рту со слюной, когда ему угрожают, может передаваться через укус и вызывать смерть от анафилактического шока. Таким образом, лори требуется пройти очень болезненный процесс удаления зубов с помощью кусачек, чтобы сделать их пригодными в качестве домашних животных. Этот процесс делает большинство из них уязвимыми для инфекций. Следовательно, большинство из них не выживает. Именно поэтому Жан-Пьер своим творчеством пытается обратить и привлечь внимание к глобальным проблемам, влекущим необратимые последствия. Также художник на своих картинах изображает и другой, не менее востребованный вид животных (тарсиеры), который покупается и продается на черном рынке, и с продолжающейся вырубкой лесов их число быстро сокращается. Они исчезают из-за растущего населения, поскольку все больше и больше лесов превращается в сельскохозяйственные угодья, жилые районы и дороги. Долгопяты - очень деликатные существа, чувствительные к свету, шуму и физическому контакту: “Когда тарсиер находится в клетке и подвергается значительному стрессу, он совершает самоубийство, ударяясь головой о клетку. Их череп достаточно хрупок, поэтому во многих случаях они страдают от травм головы и умирают”, - утверждает Жан-Пьер. А еще он говорит о том, что чем больше изучает различные виды, тем сильнее начинает понимать, насколько они все уникальны, и он пытается привнести некоторые из их привычек и нюансов в свою работу: “Я пытаюсь создать повествование или сопоставить зрителя с моими созданиями как сознательными, раскрывая при этом в них дух животного”. Ко всему прочему, Жан-Пьер делится на картинах некоторыми интересными фактами, связанными с его творчеством. Например, термин “привратники” произошел от истории, рассказанной местными жителями на острове Борнео. Они полагали, что медленные лори были привратниками небес, и что у каждого человека была личная медленная лори, ожидающая их в загробной жизни: “Чтобы почтить память этих прекрасных и величественных существ, я также назвал свою картину “Привратники”. Для меня эта картина - представление о медленных лори, тарсиерах и галагосах, возвращающих свое окружение и контролирующих то, что им принадлежит”. Кроме того, художник вот уже некоторое время трудится бок о бок со своей не менее талантливой женой - художницей Ханной Ята, которая свое вдохновение черпает в книгах, идеях, музыке или прогулках по лесу. В большинстве случаев это может быть слово или фраза, которая вызывает образ или идею, которую художнице нравится держать в голове, позволяя ей “мариноваться” и расти на протяжении всего мыслительного процесса. “Повествование имеет тенденцию расцветать во время рисования. Некоторые из работ занимают у меня время от нескольких месяцев до года. В этот период происходит поэзия образа, и тогда начинается наслоение образов и символики”, - говорит она. Работы Ханны и Жана невероятно трогательные и вдумчивые. Несмотря на то, что они визуально отличаются по своим стилям, всегда есть глубоко очевидное повествование, которое питает и поддерживает живой дышащий мир вокруг. Нелегко отвернуться от яркой, красивой вибрации произведений Ханны или от тех очаровательных существ с большими глазами, которые Пьер воплощает в жизнь. Несмотря на то, что вначале они обращают внимание на потрясающую красоту их произведений, при более глубоком рассмотрении зритель обнаруживает, что сталкивается с более острыми проблемами, и какими бы душераздирающими и трагичными ни были эти темы, тонкие концепции, лежащие в основе этих потрясающих произведений искусства, открывают глаза на многие вещи.
Нур-Султан |