|
Ольга Шишанова Накануне самого первого весеннего праздника будет справедливо вспомнить о женщинах, которые несут в мир добро и красоту при помощи кистей и красок, возвращая каждого в мир детства и волшебства. Одна из них - член Союза художников РК, член-корреспондент Академии художеств Казахстана Елена Ралина
По ее словам, в этой профессии - дарить людям волшебство и красоту - Елена с тех самых пор, как окончила институт. И она счастлива, что осталась в ней несмотря на ни что. Если вспомнить 90-е годы, то ей, как и всем, приходилось нелегко: она писала картины, которые мало кому были нужны, но мастерица не изменяла профессии, а только продолжала упорно постигать азы своего дела. Кстати, начинала она с художественной школы, куда пошла не просто так, а с детства мечтая быть художником. Потом - художественное училище имени А. Кастеева, затем - художественный институт. В 1986 году она приехала в Целиноград, а уже в 1990 году поступила в Союз художников Казахстана, минуя, к слову, молодежный Союз художников. Но еще будучи студенткой училища, Елена определила идеалы своего искусства, изучая свободу письма, независимость, страсть к эксперименту. А ее педагогами в институте стали такие известные художники и яркие личности, как М. Кенбаев, Е. Мергенов, Т. Досмагамбетов.
С тех пор спектр интересов Ралиной только расширялся: в разное время это были изысканные батики, гобелены, графика, живописные полотна, роспись по керамике, тряпичные куклы. Но ее работы всегда узнаваемы, они привлекают своей красотой, лаконичной композицией, сложной палитрой, возбуждающим тревожным током и ностальгическим чувством ожидания - ожидания открытия, покоя, счастья. Тогда как стихия цветовых импульсов властно притягивает взгляд зрителя, действует на подсознание, отвлекая его от суеты и злобы дня. Она - участник более сотни вернисажей: международных, всесоюзных, республиканских, зональных, зарубежных и персональных. При этом вот как отзываются о ней зарубежные арт-критики: “Елена, становясь зрелым мастером, выработала стиль, исполненный фантазии, внутренней динамики светозарного цвета - стиль, воплощающий неповторимо нежное, ясное и трепетное видение мира. Но при этом художница использует соединение такого разного, как реальное и абстрактное, иллюзорное и орнаментальное, эротически-земное и возвышенно-идеальное”. В разные годы в столичном Музее современного искусства проходило несколько ее персональных выставок, на которых выставлялись самые разные ее произведения, которыми она по праву может гордиться и сегодня. Это “Праздничный букет”, “Женские радости”, “Дороже золота”, “Счастливы вместе”, “Цвета сокровенных желаний”, “Затерянный в сказке”, “Обыкновенная экзотика”, “ Повод для встречи”, “Рыбка на счастье”, “Золотые сумерки”, “Морская идиллия”... Много картин у нее посвящено ее любимцу - рыжему коту Свириду, который всегда находился рядом с хозяйкой, вдохновляя ее на творческие идеи и подвиги. У нее много пейзажей, и она знает наверняка, что передать воздух получается только тогда, когда художник создает работу на пленэре. Но в отличие от старых мастеров художница делает примерные зарисовки и этюды дома, причем в полноцветном варианте - не зря ее называют королевой цвета. Она всегда старается передать буйство красок, солнца - и ей это прекрасно удается, ведь кто еще так соединит густо-фиолетовый с бьющим через край изумрудным? Однако когда покупают ее работы, никто даже не слушает объяснений, почему Елена наложила так или иначе какой-то цвет - каждый видит что-то личное, то, что ему понравилось. И это попадание для нее давно проверено: каждому - свое. А бывает так, что картина висит в мастерской - и вдруг приходит именно тот, кого эта работа ждала. Высокая фишка ее произведений в том, что никто и никогда не сможет их повторить. Даже, по ее собственному признанию, она сама. Работы уникальны и единственны в своем экземпляре, чем она и гордится. Есть картины, что пишутся на одном дыхании, но это дыхание не обязательно контролировать по времени. Есть те, что пишет месяцами и даже годами. Так же, как нет и любимой темы, потому что художнице нравится все, что ее окружает. Когда Ралина, например, пишет женщин, то делает вернисаж для мужчин, чтобы они разглядели женскую красоту. И каждая ее выставка отличается одна от другой, хотя в этой неопределенности тоже есть своя изюминка. Ведь если зацикливаться на одной теме или на каком-то одном формате, считает Елена, то это плохо. Возможно, и должно быть, четкое деление, которым надо заниматься всю жизнь. Но разные темы и формат в то же время дают свободу для художника. Если написать розы размером 40х40, а маленькие лютики на холсте 100х100, согласитесь, разница восприятия будет огромной... А еще Елена Викторовна - известный дизайнер жилых и общественных зданий, педагог и бизнес-леди. Ее работы входят в золотой альбом “Антология искусства Казахстана. Живопись”, а также приобретены музеями Астаны, Шымкента, Петропавловска и многочисленными частными коллекционерами из самых разных стран мира.
Астана |