|
Эльвира Сыздыкова Таково слово Сагымбая Кабашевича - несокрушимое, человечное, истинное. Настойчиво, разительно слог видного казахстанского публициста, значимого имени отечественной журналистики не перестает звучать и в новой его книге “Душа моя - перо”, сборнике публицистических эссе, очутившихся на страницах “НП”
|
В издание вошли сочинения Сагымбая Козыбаева за прошлый год, нашедшие пристанище на полосах газеты под рубрикой “Этюды на полях”. Творений в недавно познавшем свет детище Козыбаева больше сотни. Это в рамках творческого процесса, по прикидкам публициста, одно эссе предположительно в трое суток. Своей пронзительной эссеистикой лапидарных произведений автор сшивает воедино лоскутное полотнище - незамутненную картину современных реалий. В этой панораме сноровисто сплетаются неустранимые константы мироздания: время, пространство, социум. Так Сагымбай Козыбаев с надлежащим трепетом обращается к потоку истории. Немалая часть сочинений представляет собой экскурсы во времена, охватившие многовековые периоды, прославившие величайших правителей. Эти заметки отличают неторопливое вдумчивое повествование, уважительное отношение к фактам и деталям, филигранный анализ, особенное посленастроение от прочитанного. Возможно, оно сравнимо с тем, что возникает после осмысления притчей. “История - тонкая мембрана”, - предупреждает мэтр отечественной журналистики. Публицист считает, что “историю спустя определенное время надо непременно просеивать для Ее величества истины”. “Душа моя - перо” - ни много ни мало квинтэссенция лучезарных размышлений публициста. Язык сборника звеняще живой, честный, эмоциональный, душевный. Эссе, заключенные в удивительном синтезе витиеватости и лаконичности, читатель, ухвативший суть, пропустит через себя, не переводя дух беспрепятственно. И, позволяя себе осознавать прочитанное, несомненно, изумится манере публициста метко захватывать одну актуальную тему за другой, не выходя за пределы одного емкого сочинения. В пронзительных эссе Сагымбай Кабашевич, не изменяя излюбленному стилю, возвращается к билингвистическому повествованию, придающему очаровательную теплоту и трепетность строкам. На страницах “Души моей” Сагымбай Козыбаев вместе с читателем отправляется в странствие по просторам всей планеты, оставаясь на связи со злободневным. В этой неразрывной последовательности, наслаивании образов автор предвидимо демонстрирует блестящую эрудированность, начитанность, основательные познания в культурных особенностях далеких и близких стран. Сагымбай Кабашевич подсказывает - история имеет склонность подражать себе самой, возвращаться на точки отсчета, и потому в отношениях с ней стоит оставаться необычайно чутким и непоколебимо проницательным. Разумеется, колоссальное внимание Козыбаев уделяет мастерству журналистского ремесла, истории отечественной журналистики. Вспоминает основоположников, отмечает имена и издания, разбирает тенденции, чтит память по ушедшим коллегам. В том числе много теплоты читатель обнаружит в записях, посвященных жизни и творчеству небезызвестного Герольда Бельгера, публициста и литературоведа, переводчика-полиглота. “Никто о казахской сути не писал, как он - тепло, благожелательно, но и переживательно”, - вспоминает Сагымбай Кабашевич, подчеркивая то, что Бельгер обладал неповторимо тонким ощущением казахского языка.
Исчерпывающе развернуто академик рассуждает об истинном назначении профессии, подлинном призвании корреспондента. На его взгляд, журналистику следует ковать на светлых началах и эмоциях, но никогда не на грязи, фальши, насилии, нетерпимости. Перо форменного работника СМИ остро, оно готово поражать благодарного читателя в самое сердце, создавать для аудитории лучшее, на что способно человеческое сознание. Сагымбай Кабашевич не отрицает - работа журналиста, если следовать ее нравственно чистым канонам, может показаться утомительной. И в этом случае на помощь мчится чувство неистощимого любопытства, способность день ото дня ясно различать одну грань реальности за другой. Бесспорно, любопытство, отчасти сосредоточенное и в той же мере наивное, о котором так выразительно поведал Сагымбай Козыбаев, обитает в душе автора этой убедительной новинки отечественной публицистики. “Душа моя - перо”, и вряд ли найдутся слова безошибочнее для определения хлестких строк, выстраданных сердцем публициста. Автор замечает: “Слово нуждается в истине. Есть магия слов, а в ней - жизненная мудрость”. В случае с этим сборником, везучими газетными страницами, слово, в конце концов, отыскало свою кристальную истину в лице Сагымбая Кабашевича. |