|
Ольга Шишанова Совсем скоро, когда сойдет снег и пригреет солнце, на улицах столицы появятся зеленые удивительные скульптуры, которые создадут с помощью редкого искусства - топиари
Речь идет о старейшем направлении садово-паркового искусства, которое сотрудники “Астана-Зеленстрой” выучили, кажется, в совершенстве и за много лет научились формировать изумительные декоративные формы из растений, деревьев, кустарников и полукустарников, которые растут в городе. Их творения всегда самые разнообразные - они геометрические, абстрактные, архитектурные или изображают животных и людей. Впрочем, до того, как это искусство материализовалось в столице Казахстана, оно прошло долгий путь, так что “зеленстройщикам” оставалось только взять на вооружение лучшие идеи. Любопытно, что свою историю искусство топиари ведет от латинской фрески, на которой изображали миниатюрный, вырезанный по всем правилам садоводческого искусства пейзаж. Его родоначальником считается такая знаменитая личность, как друг Юлия Цезаря садовник Кней Матий, и первые письменные описания фигурной стрижки растений уходят также своими корнями в Древний Рим. Хотя многие историки все равно считают, что мода на топиари пришла в Древний Рим из Персии и даже из Древнего Египта, где люди отдавали предпочтение гармоничному сочетанию функциональности и внешней формы, активно применяя этот принцип в архитектуре и ландшафте. Ведь именно тогда получили широкое распространение геометрические сады с фонтанами, прямыми дорожками, декоративными бордюрами и аккуратно подстриженными живыми изгородями и кустами. Что сегодня, к слову, можно увидеть и в Ботаническом саду столицы Казахстана.
За компанию с римскими завоевателями топиарное искусство покоряло и просторы Европы, осваивая новые зеленые ландшафты. Однако суровые средневековые времена позволяли мастерам художественной стрижки растений практиковаться в своем ремесле лишь на тех территориях, которые окружали сады монастырей и замки феодалов. Спустя некоторое время, в эпоху Ренессанса, топиари получило новый виток в своем развитии. Тогда в Европе стали появляться роскошные сады с аккуратно подстриженными бордюрами, обрамляющими клумбы и дорожки, причудливые растительные лабиринты и целые зеленые комнаты, образованные высокими стенами из деревьев. Также были популярны растения, выполненные в форме шара, куба, пирамиды, конуса, спирали, изображающие людей, животных и другие затейливые фигуры. Любопытно, что некоторые из этих приемов с успехом использовала компания “Астана-Зеленстрой” при формировании крон зеленых насаждений на Водно-Зеленом бульваре, хотя до того уровня, в котором оформлялись садово-парковые растения в Италии, пока далеко. Там обыкновенные кустарники превращались в целые зеленые часовни и колоннады, разбросанные по всему Риму. Однако и это умение перещеголял созданный в формальном стиле сад дворца Версаль, неподалеку от Парижа, автором которого стал архитектор Андрэ ле Нотр. Его назвали “золотым и зеленым”, несмотря на то, что топиари там были очень простыми. В Голландии же популярностью пользовались более сложные конструкции. К сожалению, для этого франко-голландского садоводческого стиля, предусматривающего создание настоящих шедевров топиарного искусства, XVIII век стал не самым благополучным, так как произошло стремительное возвращение к естественным садовым пейзажам. Однако в XIX веке роскошные самшитовые фигуры и живые изгороди начали медленно проникать в сады и пейзажные парки: оказалось, что два совершенно непохожих стиля - фигурная стрижка топиари и естественный ландшафтный пейзаж - очень даже хорошо уживаются вместе, формируя уникальные садово-парковые композиции. Так зародился стиль, сегодня считающийся исключительно британским. Новый толчок топиарному искусству дало введение американского компактного стиля, предлагающего для создания зеленых скульптур использовать проволочные каркасы. Впервые его применили в Диснейленде примерно в 1962 году. Уолт Дисней использовал его для воссоздания героев мультфильмов по всей территории тематического парка. Этот стиль фигурной стрижки основан на создании определенной формы из проволочного каркаса, с помощью которого растения приобретают нужный вид. Эта техника позволяет мастерам воплощать в жизнь самые смелые идеи, потому-то каркасный топиари быстро приобрел большое количество поклонников и регулярно демонстрировался на различных художественных выставках, фестивалях и других мероприятиях. Не обошли стороной этот стиль и в Астане - столичные садовники с успехом применяют его на практике на радость горожанам и гостям столицы. Особенно много каркасного топиари в столице появляется с наступлением лета в старом городском парке и в сквере, который разбит вокруг столичного цирка. Так что на сегодняшний день в городе применяют два вида искусства топиари - традиционный и американский. Напомним, что первый предполагает выращивание растения и последующее придание ему нужной формы. Американский вид требует использования каркаса на начальном этапе посадки. Эта техника функционирует в трех направлениях. Первое заключается в использовании каркаса, разделенного на составные части, что позволяет наполнить его внутренний объем мхом сфагнумом, постепенно скрывающим металлическую основу. В результате формируется зеленая скульптура, привлекательная на вид и ощупь, которую периодически нужно подстригать. Во втором направлении ко мху добавляют еще и торф, который служит отличной основой для выращивания других растений - вьющихся, цветущих. Третье направление еще проще - рядом с проволочным каркасом высаживают вьющиеся растения, стеблями оплетающие предложенную им основу.
Астана |