|
Ольга Шишанова В Астане грядет фестиваль японского искусства, где одной из самых интересных экспозиций обещает стать стенд с ошибаной - картинами из засушенных цветов и листьев
Всем знакомо искусство японской икебаны - или, говоря иначе, композиций из живого материала “в воде”. Это древнее японское искусство составления композиций из цветов, которое следует неизменным правилам. Целью икебаны является достижение гармонии, красоты и равновесия. Поэтому иногда икебану даже называют цветочной скульптурой. Это искусство в Японии существует вот уже на протяжении четырнадцати столетий. В VI веке буддийские монахи создавали композиции, используя наряду с растениями и цветами гальку, камни и дерево. Кстати, да - в Японии икебаной традиционно занимались только мужчины, в первую очередь священнослужители, затем воины (!) и представители знати. Конечно, в наше время женщины также занимаются икебаной, но все равно все крупные школы в этой области искусства в Японии до сих пор возглавляют мужчины.
Что касается такого малоизвестного у нас, но от этого не менее распространенного в Японии искусства ошибаны, или осибаны, то дословно в переводе с японского название означает “прессованные цветы”. Другими словами, это разновидность флористики, искусство создания картин из высушенных под прессом природных материалов: лепестков цветов, зеленых и желтых листьев, стеблей и семян трав. Чтобы добиться уникальных эффектов, мастера этой техники готовы использовать любые растительные материалы. Такая работа требует не только недюжинной фантазии, но и терпения, и даже ювелирной точности, ведь иногда приходится работать с мельчайшими и очень хрупкими деталями. При этом для создания картины вовсе не нужны никакие особые материалы и средства. Практически все необходимое можно собрать в лесу или в поле. Прекрасные цветки домашних растений, например, гиппеаструмов, или кружевные листики адиантума также вполне могут стать настоящей находкой для мастера. Высушенные и подготовленные природные материалы прикрепляют к основе - тканевой или бумажной, создавая композицию. Несмотря на кажущуюся простоту, техника ошибаны позволяет создавать просто потрясающие картины. Опытные мастера могут с помощью композиций из листьев и лепестков передавать холодную красоту горного пейзажа и тихую прелесть лесного озера. Возникла ошибана в Японии около шестисот лет назад, а возможно, и больше. В Европе этот вид декоративно-прикладного искусства был широко распространен в викторианскую эпоху, тогда как в последние десятилетия ошибана переживает второе рождение.
Любопытно, что эта техника позволяет использовать не только засушенные листья, но и множество разнообразных природных материалов: водоросли, бересту, шелуху чеснока и лука, пленку от яиц, мох, стебли, соцветия и семена растений, перезимовавшие листья, превратившиеся в “скелет”. Но цветовая гамма при этом становится особой проблемой, ведь неяркие сами по себе хрупкие элементы могут еще потерять цвет при высушивании или уже в картине от солнечного света. Поэтому в искусстве ошибаны так важно правильно сочетать контрастные оттенки, чтобы цвета оттеняли и “подогревали” друг друга. Иногда мастерам приходится даже использовать краски, которые они наносят на основу либо на сами материалы. Да и вообще при подготовке материала для картины необходимо учитывать множество нюансов. У каждого серьезного мастера, создающего картины в технике ошибаны, свои секреты. Но очень важно для каждого из них, повторим, сохранить форму, фактуру и цвет засушенных растений. Кстати, известно, что чем цветки моложе, тем устойчивее их окраска. Пионы, георгины, астры, пеларгонии, осенние листья долго сохраняют свой цвет, а настурции, лилии, анютины глазки выгорают очень быстро. Высушить цветы желательно как можно быстрее, при этом достигается меньшая потеря цвета.
Хранят растительный материал в герметичных емкостях, защищая от прямых солнечных лучей, влаги и моли. Готовые картины тоже со временем могут выгорать и менять свой цвет, поэтому мастера вставляют их в рамку под стекло и не держат на солнце. “Для работы прежде всего нужно обзавестись необходимыми материалами и инструментами. Помимо засушенных растений понадобится клей, который станет прозрачным после высыхания. Нужны будут кисточки для клея, пинцет, ножницы с острыми кончиками, плотный картон и бумага. Но прежде чем приступить к наклеиванию, желательно нарисовать эскиз простым карандашом, тщательно продумав композицию будущей картины. После этого нужно разложить основные компоненты на бумаге, подобрав их по цвету и фактуре”, - советуют мастера. Поможет при этом наличие художественного вкуса и чувства композиции. Ведь очень важно грамотно подобрать цвета и оттенки. Опытные мастера советуют не спешить сразу же клеить цветы и листья, а рекомендуют посмотреть на собранную картину через некоторое время, оценить и подумать, что нужно изменить. Кстати, в технике ошибаны можно создавать не только картины, но и украшения.
Астана |