|
Ольга Шишанова В новом году в столичном Национальном музее РК открылась первая выставка “Фонтан искусства”
Морозным январским днем в Астану с юга прилетели необыкновенные птицы. Эти птицы - самые удивительные, самые вдохновляющие, несущие с собой очарование нежности, свет любви и дыхание трансцендентального восторга своего создателя Шри Чинмоя - великого художника, поэта и композитора современности, который заявил о себе еще в середине 70-х годов прошлого века. Не случайно предстоящее открытие выставки собрало множество посетителей, которые под звуки песен мэтра осторожно передвигались по залу вдоль полотен, затаив дыхание, словно опасаясь спугнуть расположившихся на них группами чудных птичек - олицетворение душ человеческих. Безмолвный восторг посетителей способствовал тайному общению, происходящему между птицами - душами художника и птицами - душами людей. Ведь Шри Чинмой писал свои картины в авторском стиле “Джарна-Кала”, что в переводе с родного языка художника - бенгали - переводится как “искусство-фонтан”, “искусство из внутреннего источника”. Пожалуй, излишне говорить, что его картины несут особую энергетику. В ходе вернисажа проводились мастер-классы по цветотерапии и спонтанному рисованию, беседы о важности саморегуляции и психологической разгрузке.
Волонтеры-психологи для всех желающих проводили экскурсии, рассказывали о жизни и творчестве художника, учили простым упражнениям по концентрации и управлению вниманием, расслаблению, снятию стресса и открытию внутреннего потенциала гармонии и творчества. Сюрпризом стало то, что все посетители выставки могли самостоятельно либо под руководством психолога рисовать, и, таким образом, привычное рисование превращалось в сеанс арт-терапии, ведь атмосфера выставки - окружение картинами спонтанной живописи и прекрасная душевная музыка - способствовала этому как нельзя лучше. Если говорить о стилистике написания его работ, то их отличает необычное использование специально изготовленных губок и кистей, которые создают поразительный эффект легкости мазка и филигранности формы. Благодаря интуитивно найденным сочетаниями цветов и акриловых красок абстрактные картины Шри Чинмоя, кажущиеся простыми на первый взгляд, на самом деле излучают энергию и дарят целительное ощущение гармонии. А еще они исполнены одновременно глубокого покоя и стремительного динамизма. Таким образом, с 1974 по 2007 год художник создал более 200 тысяч картин и 16 миллионов рисунков птиц, которые он назвал “Птицы, мечтающие о мире и свободе” или “Птицы-души”. Не случайно его картины выставляли в самых известных галереях мира - они несут в себе целительные вибрации, затрагивая нечто самое сокровенное в сердце, рождая благородство и чистоту, заряжая энергией творчества, фонтанирующей из души художника. “Когда мы живем в сердце, мы чувствуем, что все принадлежим к единой мировой семье. Вот почему образ птицы уже много лет занимает особое место в моем творчестве. Это моя своеобразная визитная карточка как художника. Или птица как метафора души внутреннего “Я”. Кроме того, птицы имеют для меня совершенно особое значение - они воплощают свободу. Когда мы видим птицу, летящую в небе, она напоминает нам о нашей собственной внутренней свободе. В каждом из нас есть внутреннее существо, которое мы называем душой. Душа, подобно птице, летает в небе бесконечности”, - утверждал мастер. При этом интересно, что рисунки птиц Шри Чинмоя напоминают каллиграфию дзен-буддизма. Когда в ритме живописных форм отражаются энергичность мазка, спонтанность, быстрота движений, что так характерно для сильной руки мэтра.
Картину никогда не исправляет и не перерисовывает. Главное - мгновенный взгляд, стремительное движение кисти - и никаких исправлений. Так рисовать он начал на Мальте еще в 1991 году. А уже в 1996-м завершил пятилетнюю одиссею создания семи миллионов рисунков. Причем работа над седьмым миллионом скетчей заняла у Шри Чинмоя менее шести дней. Добавим, что рисунки, выполненные авторучкой, пером или фломастерами, имеют разные размеры: от двух-, трехмиллиметровых миниатюр до изображений птиц размером более метра. Но все они, обозначенные подчас несколькими штрихами, полны жизни и индивидуальности. При этом, по его словам, он не стремился к проработке деталей, ведь его птицы населяют не физическое пространство. Так счастливый художник с перемазанными краской пальцами, улыбающийся как шаловливое дитя зовет творить и играть вместе с ним. И одновременно он, знающий и несущий на плечах свой добровольный долг, приглашает созерцать и неизменную суть творения, и его изменчивую игру. “Я стараюсь пребывать в созерцательном настроении. Мой ум во время творческого процесса абсолютно пуст, он подобен поверхности моря, но не там, где множество волн и водоворотов, - там сплошное беспокойство. А там, где, погрузившись глубже, можно почувствовать, что море - это воплощение покоя, тишины и безмятежности. Именно здесь и находится мой источник творчества. Я всегда следую своему озарению. В тот момент, когда начинаю писать или рисовать, вижу нечто, направляющее мою руку, мои пальцы”, - утверждал он. Выставка продлится до 26 января.
Астана |