Эльвира Сыздыкова 10 декабря на 61-м году жизни не стало казахстанского художника Юрия Зобака, одного из ярчайших представителей отечественного фантастического сюрреализма. Живописец по праву являлся одним из лучших сюрреалистов Казахстана. Его творчество хорошо известно не только на родине - полотна мастера хранятся в частных коллекциях по всему миру.
Юрий Зобак родился в Алматы, в этом же городе прошла его юность. Долю творца ему предрекла его бабушка, художница, сотрудничавшая с Маяковским в “Окнах РОСТА”, подарившая четырехлетнему мальчику коробочку акварельных красок. В детском саду он срисовывал портреты с картинок так, что было не отличить. В студенческие годы Юрия не раз лишали стипендии за непонятое преподавателями его особое видение.
В 1978 году он окончил Алма-Атинское художественное училище имени Н.В. Гоголя. Первые его работы представлены в 1987 году в небезызвестной коллекции Юрия Кошкина и подготовлены к печати во втором томе “Искусство в частных собраниях”. Сюжеты к своим работам Юрий Зобак находил в окружающей его повседневной действительности, признаваясь: “Я как акын: что вижу, то и пишу”. Картины сюрреалиста яркие, как кусочек самого солнечного дня, светлые, добрые, полные неиссякаемой надежды. Атмосфера его творений всегда причудливо-сказочная, совсем волшебная. Да и себя он считал иллюстратором-сказочником в самом ироничном понимании этого определения. Художник стремился делиться позитивом со всеми, кто прикасается к его творчеству. Даже горячо полюбившиеся ему самому полотна он отдавал, выставлял. “Когда люди видят твои работы, они живут. Хоть чуточку, толику положительных эмоций художник должен отдать”, - считал живописец. Юрия Зобака давно уже окрестили казахстанским Сальвадором Дали, хотя самому автору такое сравнение не нравилось: он никогда не пытался быть Дали. Художник не отрицал, что работает в направлении сюрреализма, но считал, что они с испанским живописцем пошли разными путями, напоминая о том, что больше предпочитает сказочное повествование в своих работах: “У меня свой мир, я по-своему увидел это, и меня меньше всего интересовало то, как это может называться”. Однажды в интервью художника спросили, каким он видит себя спустя многие годы. Юрий ответил, не раздумывая: “Я буду рисовать”. Нельзя говорить о Юрии Зобаке как об авторе одной темы: не перечесть, какие только аспекты ни затрагивала кисть мастера. В своих картинах Юрий Феликсович обращается к мифам, размышляет о природе человеческих отношений, рутинных заботах, экологическом будущем планеты. Сюрреалист не любил говорить о картинах, объяснять сюжеты, предоставляя возможность зрителю самому найти свое содержание: “Рассказывать о собственных картинах - дело неблагодарное и неблагородное. Приходите и сами оцените мои работы!”. Долгое время его музой являлась поэтесса Карина Сарсенова - по мотивам ее произведений Юрий писал картины. Писательница в свою очередь назвала однажды художественное направление Зобака “неоэзотерическим сюрреализмом”. Совместно с Продюсерским центром Карины Сарсеновой художник работал над множеством проектов. В прискорбный день ухода живописца на официальной странице центра в Facebook появилось такое сообщение: “Сегодня не стало удивительного, талантливого, добрейшего человека на земле. Юрий Зобак, пусть земля будет пухом! Мы вас любили и будем любить! Вы - гений своего дела! Спасибо вам за дружбу, за любовь и за участие во всех наших проектах! Мы обязательно продолжим организовывать выставки ваших картин, чтобы казахстанцы могли увидеть их!” |