|
Ольга Шишанова В культурной жизни Астаны грядет уникальное событие - очередная персональная выставка молодого художника из Павлодара Саулета Жанибека. Дизайнер и живописец решил выставить свои произведения в столичном центре современного искусства - галерее “Куланши”, которой он давно посвятил свое творчество
Саулет Жанибек всегда говорил о своих работах как о смешении виртуальной реальности и суровой действительности. При этом художник для воссоздания объемного мира красок дополняет свои произведения национальным колоритом. По словам молодого, но уже известного мастера, ему все-таки ближе сюрреализм, но это не тот сюрреализм в прямом значении слова, а состояние между сном и реальностью, этакий фантастический, даже, если хотите, параллельный мир. Заглянув в который, можно увидеть и самих себя. Искусствоведы утверждают, что павлодарский живописец столь своеобычен, что, в силу особенностей своего внутреннего восприятия, где он пытается совместить две грани видения, как уже говорилось, физической и виртуальной реальности, он будет стоять особняком в художественной жизни республики. Хотя бы до тех пор, пока не встанет, в силу возраста и будущего опыта, рядом с великим Сальвадором Дали. А такое событие, возможно, и не за горами. А пока, как следствие, неожиданный ракурс подачи его размышлений о современном мире, выраженный в картинах вернисажа, апеллирование оригинальными символами и аллегорией создаваемых образов, подчеркивающих неоднозначность происходящих процессов. Причем не только на картинах, но и в уме художника, что, впрочем, ожидаемо.
“Современное искусство - это свобода, которую может позволить себе художник, язык, с помощью которого он выражает свои мысли, протест, провокацию. У каждого из нас разные пути и цели”, - считает Саулет, добавляя, что рисует он с самого детства, а профессионально пишет с 2007 года в собственном стиле, близком, как он надеется, к избранному им сюрреализму. Кстати, вернисаж должен вызвать интерес не только у столичного бомонда, несомненно, он будет интересен студентам, обучающимся художественному ремеслу, иностранным гостям. Тем более что произведения Жанибека запросто можно отнести к той когорте целой плеяды молодых талантливых художников, которая сформировалась в Казахстане как ядро в предыдущие несколько лет. Как говорят искусствоведы, их творчество своеобразно и экспрессивно. А мотивы, навеянные хай-теком, урбанизацией, стали модным и характерным течением современного искусства. Саулет не только виновник торжества - ведь его произведения выставят в стенах одной из самых известных отечественных галерей, он работает в этой галерее художником-экспозиционером. “Моя работа в галерее KULANSHI ART CENTER дает мне возможность не только “вариться” в этой атмосфере, но и вносить свой вклад в развитие современного искусства Казахстана. Я современный человек и транслирую ту реальность, в которой живу. Нет, я не хожу по улицам в поисках вдохновения для творчества. Вдохновением является сама жизнь, ситуации в ней, люди, с которыми тебя сталкивает судьба, любовь, улыбки случайных прохожих, музыка, которую я слушаю постоянно в наушниках, в машине. Большинство моих работ создавались под впечатлением от отношений, которые имели место быть в тот или иной период моей жизни. Во время создания картин обязательно включаю мозг, фантазию. Если работа не обдумана - она пуста. Я занимаюсь этим столько, сколько себя помню. Выставляюсь достаточно часто, мне очень повезло в этом вопросе, ведь моя деятельность в галерее очень способствует моему продвижению как на казахстанских выставочных площадках, так и на зарубежных. Это большая удача для молодого художника. Скажу, что самым запоминающимся событием для меня стало участие на шестом Пекинском международном художественном биеннале. А моей самой яркой работой для меня является та, которую я пишу последней”, - этими мыслями Саулет Жанибек поделился не сегодня, однако, глядя на его работы, понимаешь, что “мало за годы прошло изменений”. Нет, они, эти перемены, конечно же, присутствуют - у мастера стал увереннее творческий почерк, сформировалось собственное художественное “я”, выросли масштабы работ и расширилась тематика произведений. Однако его внутреннее “я” осталось прежним, трепетное отношение к воспроизводимому на холсте - таким же, да и сам Саулет - все тот же серьезный художник, не прекращающий познавать мир и отображать его на холсте так, как позволяет ему это приобретенный опыт, как он это видит сквозь призму своего “внутреннего” сюрреализма.
Не случайно в сегодняшнем изобразительном искусстве главенствующую роль обрел именно “художественный проект”, а не просто само произведение. Не так давно об этом же говорила и директор современного центра “Куланши” Лейла Махат, утверждая, что “сегодня мы уже не говорим об одной картине, мы говорим о проекте, который может быть реализован тем, кто его придумал, причем в чем угодно и чем угодно, либо вообще никак не реализован”. Оказывается, тенденции таковы, что форма и качество реализации практически не имеют значения, а часто и вовсе не могут иметь. Потому что современное искусство, по большей части, это отражение коммуникационных процессов. А ведь коммуникация сегодня совсем не такая, как она была пять лет, десять и уж тем более, к примеру, четверть века назад. И для художника вопрос уже не в том, какие у тебя технические средства, главное, для чего ты их используешь, какое послание в них заключено. Другими словами, искусством является все, что художник объявит искусством. Впрочем, судить об этом все равно зрителю. Например, рассматривая картины Саулета Жанибека.
Астана |