|
Ольга Шишанова В этом году исполняется 100 лет со дня смерти всемирно известного австрийского художника Густава Климта - одного из самых ярких представителей стиля модерн. В связи с этим посольство Австрии в РК планирует в ближайшее время провести потрясающую выставку этого мастера в Алматы и в Астане, чтобы казахстанцы смогли поближе познакомиться с творчеством изумительного живописца
|
Имя известного австрийского художника, графика и книжного иллюстратора Густава Климта неразрывно связано со стилем модерн, и его картины - самое яркое проявление этого стиля. Климт был одним из самых интересных и востребованных представителей мирового изобразительного искусства. Он никогда не стремился демонстрировать публике свою исключительность. Работал тихо, спокойно, делал только то, что считал необходимым, а между тем на свете было не так много мастеров, которые были бы так обласканы публикой, осыпаны заказами и не испытывали материальных затруднений. В этом одна из загадок Климта. Родился он в семье гравера и ювелира недалеко от Вены. Отец не мог добиться достатка с помощью своего ремесла, из бедности семья вышла только после того, как Густав, окончив Школу декоративного искусства, вместе с братом Эрнстом и своим другом Францем Матчем создал фирму по выполнению художественных и декоративных работ. В течение нескольких лет, пока существовала фирма, Климт завоевал славу лучшего в Австрии живописца-декоратора. Однако художник не был доволен собой, своим стилем. Все еще было впереди. Впервые черты его неповторимого стиля проявились в росписях большой лестницы Венского музея истории искусств, созданных в 1890-1891 годах. В 1897 году Климт возглавил Сецессион - объединение художников, созданное в противовес официальному искусству. В 1900 году приступил к работе, предложенной Венским университетом, и продемонстрировал роспись одного из плафонов - “Философия”. Тут-то и разразился скандал. На этом плафоне, а потом и на следующих - “Медицина” и “Юриспруденция” - художник нарушил все законы колорита и композиции, сочетая несочетаемое. На его панно человек предстал рабом своего естества, одержимым болью, сексом и смертью. Такой Климт и шокировал, и очаровывал. Но скандал закончился тем, что художник, взяв денег взаймы, вернул университету аванс, а работы оставил себе. Заказов было так много, что это позволило ему быстро вернуть долг и в дальнейшем вообще не думать о деньгах. Он пишет огромное количество картин, однажды взглянув на которые, не забудешь никогда. Будь это обнаженные, откровенно чувственные тела, как “Подруги”, “Адам и Ева”, или напряжение чувств между двумя возлюбленными - “Любовь”, “Поцелуй”, “Упоение”, или портреты женщин по заказу, в любом случае он проявляет личное видение окружающего мира и человека в нем. И оно завораживает. Вот, например, картина “Поцелуй”. На возвышении, усыпанном цветами, на фоне потемневшего золота изображены двое юных возлюбленных, слившихся в поцелуе. На картине прорисованы лишь лицо девушки и голова юноши, руки обнимающихся молодых людей и нога девушки, висящая как будто над пропастью. Но самое главное - обе фигуры скрыты декоративными одеждами, украшенными спиралями, овалами, кругами и другими геометрическими фигурами, так что не сразу различишь скрытые под ними тела. Эта же манера свойственна и для портретов реальных женщин. Их много, женщин Климта. Очаровательные лица, прически, руки, украшения, но платья и фон, как в волшебном калейдоскопе, превращаются в неповторимую сказочную декорацию. Именно так он видел человека, его красоту, слабости, страхи и страсти. А где этого не было, оставалась природа. Художник писал пейзажи для себя. Так он отдыхал. Может, поэтому критики долгое время обходили их своим вниманием. Несмотря на это, Густав Климт писал много, особенно когда с семьей выбирался на озеро Аттерзе, а это было довольно часто. Именно здесь он и выполнял свои прекрасные картины природы. Это единственный жанр из тех, где не фигурировали люди, который интересовал художника. Но, несмотря на это, многие ученые находят человеческие фигуры и в пейзажах Климта, и в этом есть доля правды.
Сегодня пейзажная живопись признана лучшей частью его творчества. “Цветущий сад”, “Деревенский сад с подсолнухами”, “После дождя”, “Поляна с маками”, “Березовая роща” почти реалистичны. Почти, потому что налет декоративности присутствует и в них, делает пейзажи легкими, призрачными, воздушными. Возможно, это другая сторона личности художника: простота, спокойствие и легкость - те качества, которых так не хватает человеку с его страстями.
А с начала 1900-х годов начинается так называемый золотой период творчества художника. Именно в это время он создает такие картины, как “Дворец Афины”, “Юдифь”, именно в это время общество адекватно воспринимает работы Климта, но не только поэтому этот период называют золотым. В картинах художника тех лет очень часто преобладал цвет золота, позолоты, что очень нравилось и привлекало поклонников его творчества.
Астана |