|
Ольга Шишанова Центр современного искусства “Куланши” открывает новый художественный сезон сразу двумя выставками. Вниманию ценителей прекрасного на вернисаже предложат удивительные произведения Каната Нуртазина, а также живопись и графику Лейлы Махат
У Каната, по его словам, все было просто. Вот только на самом деле простота эта кажущаяся - за каждой работой, что он выполняет в своем новообретенном четыре года назад стиле, а называется он карвингом, стоят большой труд, усидчивость и терпение. Хотя самому художнику впору пошутить. Дескать, ловкость рук и никакого мошенничества. Но это если с улыбкой. Тогда как сам мастер подтверждает: “Началось все больше четырех лет назад. После того, как я окончил университет, вернулся домой в Астану, у меня было много свободного времени. Тогда я взял простое лезвие, канцелярский нож и начал вырезать из листов силуэты планеты и нашего флага. Это называется карвингом. И меня затянуло, я начал изучать другие методы рисования”. Которые он, кстати, и объединил в одно название “100 методов рисования”, правда, с разной техникой и использованием материалов.
“Мой проект называется “100 методов рисования”. Я хочу показать, что помимо красок и ручек можно использовать и необычный материал. Например, вырезка на яблоках, которая требует скорости, потому что нужно успеть вырезать и сфотографировать, пока яблоко не почернело”. Одним из самых изысканных и трудоемких является карвинг на листьях, которым Канат, кажется, овладел в совершенстве. А еще - рисунок на сливках, кофе, арбузе, тыкве и даже “Нутеллой” и малиновым вареньем по белоснежной тарелке! И везде чувствуется рука настоящего мастера - оказывается, такая техника, как и акварель, не терпит затертостей, неточностей, ведь одно неверное движение и о создаваемом произведении можно забыть. К счастью, этого не происходит. Однако для мастера, находящегося в вечном поиске себя, этого становится мало, и он пробует свои силы в инсталляции. Так появляются целые проекции, игры света и тени на темной, становящейся сказочной, стене, трехслойные открытки. А вырезанные сюжеты на лепестках роз и рисунки на перьях птиц и вовсе являют собой чудо искусства, особенно платья красавиц, выполненные в национальном стиле, так что лепестки роз кажутся необыкновенно уместной заменой бархату. Хотя самому Канату, кажется, больше по душе работа над портретами из гвоздей и ниток. Вот как об этом рассказал умелец: “Первый портрет из гвоздей я сделал для своей мамы в честь ее дня рождения. Сначала я рисую контуры, затем определяю, какие части должны быть темнее, какие - светлее, потом начинаю забивать гвозди. После этого соединяю гвозди нитками. Вот и весь секрет”.
А однажды, еще пять лет назад, художник попробовал создавать свои произведения на белом шоколаде: “Мне довелось участвовать в благотворительной ярмарке. На ней я и выставлял на плитках белого шоколада портреты известных личностей, таких как группа Gorillaz, Нурсултан Назарбаев, Головкин, Бейонсе. Все работы раскупили за 20 минут!”. Нуртазин считает, что регистрация своего аккаунта в Instagram его сильно мотивировала на дальнейшие работы. “Мне хочется показывать людям что-то большее, чем селфи. Приятно, когда твои работы нравятся подписчикам. А еще, увидев мои работы в социальных сетях, ко мне начали обращаться с заказами. В основном заказывают то, что я уже делал, но порой хотят чего-то необычного: портрет из гвоздей, рисунки в стиле поп-арт. Бывало, заказывали даже креативные визитки. Иногда я работал совместно с друзьями. После того как они рисовали что-то красками, я добавлял детали, чтобы сделать рисунок объемным. Меня может вдохновлять разное. Это могут быть путешествия - ездил по работе в Вашингтон и Лондон. И часто, гуляя по городу, увидев какое-то здание, мне приходят в голову разные образы, ассоциации. В основном я занимаюсь своим хобби после работы, хотя специального художественного образования не получал, постигая все сам”, - делится художник с поклонниками своего творчества.
Что касается произведений Лейлы Махат, то она снова выставляет работы, выполненные ею в двух излюбленных техниках - это живопись и графика. Только на этот раз все гораздо таинственнее. Вот что сама художница говорит об этом: “Для того, чтобы что-то дать миру, ты должен прежде всего сам собой что-то или кого-то представлять. Поэтому мне кажется, что без корней культура невозможна. Соответственно, и искусство просто невозможно. Ведь все самые прекрасные вещи, которые есть в нашей жизни, мы впитываем с молоком матери. Шаблонная фраза. Но это все с нами с детства. Это какие-то нерушимые вещи, к примеру, обустройство быта, цвета, которые характерны для того или иного региона или общества, обычаи, традиции.
И если у тебя этого нет, то это очень грустно. А если есть, то ты чувствуешь себя защищенным, полным и цельным. И ты можешь делать то, что велят небеса. Если у тебя есть потребность создавать, творить, но есть вот такой бэкграунд, опора - в виде бабушкиных сундуков или дедушкиных садов, это, мне кажется, делает человека намного сильнее”. Что и воплощает в картинах Лейла.
Астана |