|
Ольга Шишанова На персональной выставке в Национальном музее в столице, приуроченной к 60-летнему юбилею, художник, иллюстратор и дизайнер Болат Мухамедиев представил 160 своих лучших произведений, выполненных в разных стилях и направлениях - живопись, книжные иллюстрации, фотографии и компьютерная графика
Кстати, это первая персональная выставка автора-юбиляра, где показаны его работы за 45-летний период - с 1972 по 2018 год. Ранее картины этого талантливого мастера украшали собой многочисленные выставки не только в Казахстане, но и за рубежом. За свой талант художник удостоился шести международных премий книжного искусства - в Германии, Болгарии, Чехословакии, Польши, Турции и Японии. А всего за свою творческую биографию Болат Мухамедиев проиллюстрировал более трех сотен изданий художественной, детской, искусствоведческой, научно-популярной, сельскохозяйственной и политической литературы. Наверняка многие помнят его яркие обложки к детской книге Ильяса Есенберлина “Слоненок” и обложку к журналу “Білім жќне еѓбек”. При этом наиболее известны его иллюстрации к книгам “Абай Кунанбаев”, “Шокан Валиханов”, “Мухтар Ауезов”, “Чингиз Айтматов”, “Ильяс Есенберлин” и “Кадыр Мырзалиев”. Широкую известность автору принесли и его иллюстрации ко многим литературным документальным произведениям, в том числе к книге “Стальной профиль Казахстана” авторства президента Нурсултана Назарбаева.
Кроме того, художник является автором многих больших проектов, в которых раскрыт его многогранный талант - на вернисаже представили и живописные полотна, портреты, фотографии, книжные иллюстрации и монументальные произведения. В них автор показал свое отношение к себе, своей Родине и народу, а еще к любимой столице. Интересно, что особое внимание зрителей привлекла гравюра “Моя бабушка Руани”, в которой образ мудрой хранительницы домашнего очага в традиционном национальном одеянии очаровывает своей глубиной, тогда как портреты задумчивой девушки Сауле и веселого друга Шокана с точностью передали сиюминутное настроение персонажей. Не оставался равнодушным Болат Мухамедиев и к поражающим воображение красотам природы. Среди красочных изображений на выставке присутствовали фотографии “Осень в Павлодаре”, “Каирские странники”. На снимках можно было найти также и извилистый перевал Кокпек, национальный парк “Баян-ауыл”, живописный Чарынский каньон, разглядеть филигранные узоры озера Бурабай. Его картины пропитаны духом казахской культуры, наполнены глубоким философским смыслом и обогащены многозначными символами. А генетическая память художника, отбирающая при создании образов нового искусства наиболее близкие, понятные ему темы, особенно ярко проявилась в пейзажах. При этом художник гармонично сочетает традиционную технику и новаторство. Иначе говоря, классику и современность. В этом нетрудно убедиться, взглянув на его живописные полотна, особенно в тех произведениях, где художник придерживается традиций пейзажистов XIX века и реализма. Сложность этого жанра заключается в том, что мастер часто обезличивает себя и полностью переносит реальность на холст. А еще в картинах Мухамедиева ощущается стремление возвысить образы природы над повседневно-привычным, где романтические тенденции его искусства претворяются в формы декоративной живописи. Кроме того, мастера интересуют эффекты солнечного освещения, под его кистью оживают степи, города, горы, вода, небо, облака. Но порой в некоторых картинах-пейзажах при тонком и внимательном изучении природы художник уходит от точного, реалистического перенесения состояний природы на холст, отдавая предпочтение выразительности обобщенных, лаконичных и даже декоративных форм.
В отдельных случаях стилизация выполняется в предельно активных цветовых решениях, подчеркнуто ярких пятнах. Есть также работы, где цветовое решение, выбранное художником, максимально сдержанно, а сближенные цветовые тона говорят о тонкостях цветовых переходов и состояний природы. Плюс традиции народной культуры, ее прикладное искусство и музыкальное наследие, эпос и предания - все то, что составляет неотъемлемую часть мира полотен Мухамедиева, - также находят свое отражение в его творчестве. При этом обращение к жанру портрета становится для художника реакцией на события времени, провозгласившего ценность личности, человека, активно входящего в сегодняшний мир. Мастер не останавливается на умении передавать портретное сходство человека и все пристальнее сосредоточивает внимание на психологической стороне работ. Из тысячи полученных эскизов его творческий штрих выбирает самые яркие образы, которые на больших холстах украсили стены национального музея. “Мне хочется делать такие работы, чтобы, когда смотришь на них, было видно, что это Казахстан. И не только Казахстан, но и Астана. И сегодняшний человек. Хочется показать звук, что ли, даже запах столицы и ее горожан через живопись, фотографию, скульптуру, другие объекты”, - подчеркивает художник.
Астана |