|
Ольга Шишанова В столичном театре “Астана Балет” прошел юбилейный вечер, посвященный 80-летию народного артиста Казахской ССР Булата Аюханова и приуроченный к 50-летию Государственного академического театра танца РК
Поздравить мэтра казахстанского балета приехали признанные звезды мировой балетной сцены из Германии - прима-балерина Мария Эйхвальд и Юлия Цой. В праздничном мероприятии также приняли участие заслуженные артисты РК Ринат Мусин и Светлана Кокшинова, ведущий солист ГАТОБа имени Абая Азамат Аскаров, артисты балета Государственного академического театра танца РК. В честь юбиляра прозвучали произведения на музыку Сен-Санса “Рондо каприччиозо” и “Художник и лебедь”, Жоржа Бизе - вариация из балета “Кармен-сюита”, Адана - па-де-де из балета “Корсар”, Бородина - “Половецкие танцы у хана Кончака”, Верди - “Дама с камелиями”, Прокофьева - “Хореографическое буриме” памяти Рудольфа Нуриева и Равеля - “Болеро”.
Булат Аюханов - человек-эпоха в истории хореографии страны. Его награды и звания говорят сами за себя, но одним из главных творческих достижений артиста является, конечно же, его детище - Государственный академический театр танца РК. А все началось в 1967 году, когда впервые в СССР создали ансамбль хореографических миниатюр, который тогда назывался “Молодой балет Алма-Аты”. “В каждом танцевальном жесте - тысячи нюансов. Голова, корпус, ноги, руки - это лишь инструменты тонкого искусства, их надо правильно настроить, они должны зазвучать выразительно, красиво, без фальши. Балет - это грация души и пластика тела. Язык балета не требует перевода ни на один язык мира. К каждому выступлению мы готовимся серьезно и основательно. Каждый новый спектакль - это биография нашей культуры, нашего города и республики в целом”, - утверждает Аюханов. За десятилетия своего существования ансамбль создал концертные программы, одноактные и двухактные балеты, став театром камерного балета. Каждый солист имеет собственный концертный репертуар, и, исходя из творческой индивидуальности артистов, возникли все балеты. Разнообразие репертуара вызвано и требованиями к гастролирующим коллективам - создавать новые хореографические произведения, отражающие творческие направления ансамбля. К работе над новыми постановками в свое время приглашали балетмейстеров из Москвы, Ленинграда, Таллина.
Воплощая жемчужины казахского эпоса в балетах “Кыз-Жибек” на музыку Брусиловского, “Батыры” на музыку Исаковой, “Трагедия любви” на музыку Чайковского, ансамбль когда-то выбрал твердый курс на создание в Алма-Ате стационарного театра “Камерный балет Алма-Аты”. Идя по этому пути, развивая традиции русского, советского балета, Аюханов как художественный руководитель, балетмейстер и педагог с тех пор создал высокопрофессиональный коллектив, интересный своим творческим многообразием существующих и планируемых постановок. Достаточно отметить, что каждая созданная постановка прочно входит в репертуар, на котором растут как старшее, так и младшее поколения артистов балета. Творческие порывы мэтра заразительны, благодаря чему возникают моменты впечатляющего совпадения творческих помыслов балетмейстера и отклика артистов. Он не боится нового, если даже для этого требуется преодоление инерции восприятия, отказ от привычных стереотипов. Неуемный дух поиска, столь свойственный молодости, стремление к совершенству и, главное, несмотря на все “приливы и отливы”, неиссякаемый творческий энтузиазм - по мнению театральных критиков, все в этом коллективе является залогом его профессионального роста. В то же время Аюханов утверждает: “У меня “такое чувство, что на сцене я еще даже и не был, каждые десять лет мчатся как один год, а жить еще хочется, хочется быть победным и молодым”. “Для меня возраст - не больше чем цифры. Просто я не заметил, как они подкрались. Время промчалось незаметно, потому что я всегда занимался тем, что умею и люблю. Молодежь, новые постановки, музыка, звучащая в красивом зале, создают тот благоприятный фон, где я чувствую себя молодым. Моя работа кормила меня не очень сытно, но она давала и дает стимул жить, дышать, любоваться временами года”, - говорит мэтр. Своих первых педагогов - Александра Селезнева и Александру Гвоздикову - Булат Аюханов не забывает до сих пор, вспоминая о них только с благодарностью: “Мои первые педагоги в балете несли нам высокую культуру. Посещение театра для нас было обязательным, но мне и самому нравилось бегать туда. Первый балет, который я увидел на сцене, это “Коппелия” в Театре оперы и балета имени Абая. Не скажу, что сразу заразился балетом. Просто я понял, что в жизни есть нечто такое, что может быть интереснее дороги в школу и обратно, уроков, нашего двора”. Это является главным интересом для него по сию пору. А еще - и мало кто об этом знает или помнит - Аюханов снялся в пяти советских фильмах. Это фильм-легенда “Бойся, враг, девятого сына”, нашумевшая кинолента 1986 года “Тайны мадам Вонг”, фильм-сказка о прекрасной Айсулу и два, как сказали бы сейчас, блокбастера - “Повелитель тьмы” и “Воин”.
Астана |