|
Ольга Шишанова В рамках празднования 20-летия Астаны в Национальном музее РК проходит выставка картин казахстанских художников, репродукции которых украсили сборник цитат главы государства “Үшқоңыр”
Еще в прошлом году по инициативе Минкультуры и спорта РК к Дню первого президента издали фотоальбом-сборник цитат Нурсултана Назарбаева “Үшқоңыр”, где иллюстрациями послужили репродукции живописных работ казахстанских художников, и который быстро стал всеобщим достоянием. Прекрасные пейзажи, лирическое содержание, любовь к родной земле... Таково содержание книги и картин, которые собрали в “Үшқоңыре”, подчеркивая значимость глубоких афоризмов. Для столь интересного проекта свои полотна создали Мухтар Сыздыков и Толеугазы Байгалиев, Хамза Кикимов и Мухтар Бекенов, Жасыбай Кабылдинов и Руслан Абдрафиков, Абай Чунчалинов и Нурлан Жошыбай. Как следует из названия книги, она, так же как и выставка в стенах Нацмузея, посвящена родине президента - поселку Ушконыр, что расположен в живописной местности в Алматинской области. Плато, которое находится всего в 50 километрах от Алматы, примечательно своими пейзажами, чистым воздухом и ландшафтом. Оно относится к крайней западной части гор Заилийский Алатау, являющихся частью горной системы Северного Тянь-Шаня. В теплое время года сегодня здесь устраивают соревнованию по парапланеризму, а зимой нередко можно увидеть снегоходы и любителей просто покататься на санках. Также на плато летом производят выпас скота, поскольку на высокогорье трава выгорает гораздо позже, чем на равнине. А в южной части плато, ближе к горам, расположено маленькое озеро с одноименным названием Ушконыр. Осенью к этому озеру, имеющему, кстати, искусственное происхождение, прилетают лебеди.
Рассказывая о Казахстане, Нурсултан Назарбаев в своих выступлениях, беседах и книгах не раз возвращается к Ушконыру, к своим историческим истокам, к своей, по его словам, духовной поддержке: “Мой Ушконыр - гор колыбель, отчий мой кров, Сказочный край чистых ручьев, горных орлов. Вечно цвети, детям своим счастье даря, Мой Ушконыр, край мой родной, гордость моя!”. С этими словами перекликаются незатейливые пейзажные сюжеты на картинах, которые создали Абылхан Кастеев и Салихитдин Айтбаев, и которые специально выставили в экспозиции, взятые из фондов Национального музея РК. В своих полотнах художники из прошлого, так же, как и те, кто писал свои работы в прошлом году, специально для того, чтобы проиллюстрировать “Ушконыр”, передают безграничную любовь к родной земле, родному дому, родному очагу, воспевая своей кистью неповторимую красоту, богатство и бесконечное разнообразие природы отчего края. А зрителю остается только любоваться узнаваемыми ландшафтами и тихими уголками предгорий, торжественными и ностальгическими по настроению степными просторами, философски созерцательно размышляя над буйными в своей красочности полотнами.
Ведь каждая из выставленных картин - это прямой эмоциональный диалог между художником и зрителем, это рассказ каждого мастера о своем мироощущении, своем времени и народе, о незыблемых нравственно-культурных ценностях. Тем более что пейзаж всегда был особым жанром для казахстанской живописи. Потому что роскошная и разнообразная природа Казахстана заставляла вглядываться и любоваться ею всех, кто встречался с ней впервые, и уж тем более тех, кто возвращался к ней снова и снова. Салихитдин Айтбаев, который по сути своей, как и его работы, был чрезвычайно эмоциональным живописцем. Его темперамент проявлялся в каждом этюде, в каждом штрихе, в насыщенности цвета и разнообразии форм и движений мазков. Он мыслил цветом, строил форму пятном, обходясь почти без линий. Экспрессия его пейзажей строилась не только на контрасте цвета, тоновых оттенках, но, главным образом, на подчеркнутой шероховатости масляного письма, часто доведенной до предела. Каждый мазок мастера осязаем, наполнен энергией движения. А уловив главную цветовую гармонию природного момента, художник додумывал ее, видоизменял природное, чтобы подчеркнуть, заострить, создать свой собственный отклик, отзыв на наблюдаемый мотив. Приоритет летнего цветущего пейзажа в творчестве других мастеров также указывает на их внутреннее, подсознательное стремление к обновлению, началу новой жизни.
Потому-то многие полотна в экспозиции написаны широко, пастозными мазками, пропитаны ощущением солнечной весенней сырости, благодатной влаги, предшествующей любому произрастанию, при этом очень точно воссоздавая атмосферу Алматинских предгорий с их бурной энергией, стремительностью и лучезарностью. Тогда как созерцательно-повествовательные работы Абылхана Кастеева, чью манеру изображать окружающую действительность в свою очередь он перенял от основателя казахстанской пейзажной живописи Николая Хлудова, совершенно неторопливо повествуют о красоте родной природы. С его художественной выразительностью перекликается и высказывание художника Хамзы Кикимова: “Я хотел, чтобы моя картина получилась золотой, приятной взгляду. Потому моей целью было выразить красоту местности и одновременно показать сложность труда на родной земле”.
Астана |