|
Василина Воркова
В галерее “Арт-Центр Алма-Ата” продолжается персональная выставка известных казахстанских художников Решата и Ирины Кожахметовых. И хотя Решат Кожахметов по образованию архитектор, он знает о керамике все - уже почти 20 лет он работает с глиной и глазурью, порой экспериментирует, создает не только вазы и блюда, но и различные скульптурные образы и панно. О своих произведениях, творческих поисках и особенностях работы с глиной художник рассказал в интервью для “НП”
- Решат, ведь по образованию Вы архитектор, расскажите, как Вы стали керамистом?
- Отправной точкой была работа, связанная с оформлением бани “Арасан” для художественного комбината “Онер”. Комбинат брал заказы от государственных предприятий, художники выполняли какие-то работы. Я участвовал в оформлении бани, где как раз было много керамики, не столь художественной, сколько функциональной. Там я и столкнулся с глиной. До этого я тоже что-то лепил, пробовал, но больше занимался дизайном, плакатом, чем-то близким к архитектуре. Там я почувствовал, что это мой материал, мне с ним легко и приятно работать. Сначала я пытался совместить керамику и какие-то монументальные вещи, потом перешел исключительно на керамику и остановился на этом. Керамике нужно уделять много времени, как пианисту постоянно репетировать.
- Расскажите, как Вы попали в состав World Crafts Council?
- В 1996 году меня пригласили на международный фестиваль в Пакистан, куда каждый год съезжаются художники со всего мира. Там представлена буквально вся творческая палитра - от танцев до художественных работ. За свои работы я получил там первую премию, и международный президент World Crafts Council пригласила меня на собеседование, затем меня приняли в члены этой организации.
- Вы являетесь участником многих международных конкурсов, биеннале, симпозиумов. Какие Вам особенно запомнились и что они Вам дали как художнику?
- Практически все были очень интересными, жаль, что не всегда удается самому поехать. Когда ты сам едешь, это всегда запоминающееся событие. Первое крупное посещение - Международное биеннале по керамике в Египте. Организаторы провели много семинаров, повозили нас по Египту.
Мы везде ездили с директором Каирского музея, который стал нашим гидом. Мы были в Долине царей, там, куда не пускают обычных туристов, нам показывали недавно открытые захоронения, а на самом деле их там еще очень много.
Очень важны контакты с художниками из разных стран, ты видишь, что они сделали, можешь оценить себя на фоне других работ. На таких мероприятиях часто проводятся мастер-классы, где художники-керамисты в течение нескольких часов показывают свою технику лепки.
Наибольший эффект на меня произвела работа в Японии в течение трех месяцев в Международном центре искусства Shigaraki Ceramic Cultural Park. Там были идеальные условия для работы. Следует отметить, что этот центр хорошо оснащен технически. Там можно было попробовать все виды обжига, только шамотной глины было 72 вида. А по вечерам керамисты собирались вместе, и кто-нибудь готовил блюдо своей страны.
- На Ваш взгляд, в каких странах больше уделяется внимания керамике?
- Чем цивилизованнее страна, тем там больше керамистов. Я не говорю о Китае, Японии, Корее, где традиционно развито это искусство, где очень трепетно относятся к художникам, очень их почитают. В Европе и США существует очень много компаний, которые занимаются снабжением керамистов. Там можно даже по телефону заказать все, что тебе нужно, и это будет стоить в два раза дешевле, чем в той же самой Москве.
- Расскажите, какие существуют особенности работы с керамикой?
- На самом деле видов глины очень много. И в зависимости от того, в какой точке земного шара ее взяли, проявляются особенности этой глины. Надо знать, как с ней работать, что случится при обжиге. Также в процессе обжига меняется цвет глазури. Например, покрываешь совершенно бесцветной жидкой глазурью работу, а в печке она может стать красной или синей. А бывает, что остается цвет в цвет. Надо учитывать, как поведет себя та или иная глазурь, что получится, если смешать две глазури или наложить одну на другую, поэтому у меня много пробных палитр. Все делается методом проб. Даже если ты покупаешь заводскую глазурь и знаешь, что примерно получится, все равно надо попробовать в своих условиях. Но в общем керамика вбирает в себя живопись, скульптуру и гончарное искусство.
- Некоторые художники рвут неудачные работы, а как Вы поступаете со своими?
- Если работа совсем неудачная, то я, конечно, выброшу ее.
- Многие керамисты не используют казахстанскую глину, а Вы?
- Я тоже ее не использую. Дело в том, что наша красная глина очень жирная и весьма капризная, с ней очень тяжело работать. Можно делать какие-то мелкие вещи. У нашей глины невысокая температура обжига, частые деформации, бывает, что ее просто рвет в печке. Тем более если ты делаешь какие-то крупные вещи, ты совершенно не знаешь, что может получиться - это большой риск. У нас в Казахстане керамистам вообще тяжко. Сейчас вообще ничего нет. Легче всего покупать глину в Москве, там достаточно неплохая глина, ее и беру.
- Вы пробовали смешанные техники работы с керамикой, например, со стеклом или металлом?
- Конечно, пробовал. Стекло с металлом, безусловно, можно смешивать. С металлом у меня была всего одна работа. Но металл при такой высокой температуре чернеет или просто выгорает. Я пробовал и с опилками, и с бумагой. Есть целое направление в керамическом искусстве, когда смешивают бумагу с глиной, причем эта масса выглядит очень своеобразно. Бумага выгорает и получаются весьма легкие вещи. Многие художники работают в этой технике, там тоже есть свои плюсы и свои минусы.
Практически все керамисты пытаются экспериментировать, потому что это один из видов искусств, где до сих пор можно попытаться открыть что-то новое. Многие керамисты смешивают нечто невообразимое. Например, есть достаточно известный американский керамист, у которого практически нет работ без каких-нибудь болтов, металлических деталей. Конечно, глина при этом лопается, но он продолжает работать в такой технике.
- Расскажите, как родилась серия работ с женскими бюстами?
- Женская фигура вообще очень привлекательна. Ни одного художника это не обошло. Как рассказал мне один старый венгерский керамист, форма кувшина произошла от женской фигуры.
- Выделяете ли Вы среди своих работ какие-то любимые, дорогие Вам?
- Всегда кажется, что последняя сделанная вещь самая удачная, стараешься сделать ее лучше предыдущей, всегда кажется, что именно это получится, к сожалению, не всегда получается. Такой идеальной работы, про которую можно сказать, что она самая любимая, нет. Есть более удавшиеся работы, те, которые приближены к тому, что я хотел сделать, их можно назвать более дорогими для меня.
- Вы любите дарить свои работы?
- Да, конечно, особенно людям, которые действительно ценят керамику. Есть люди, которые не видят разницы между кирпичом и произведением керамического искусства, таким людям дарить работы нет никакого смысла. Сразу ощущаешь, кто именно ценит искусство, таким всегда приятно дарить. Вообще женщины более восприимчивы к искусству, наверное, с рождения у них есть такое особое восприятие красоты. |