|
Под таким названием вышла в свет книга Тахира Восилова. Тираж небольшой - 1000 экземпляров. Хотя планируется, к счастью, второе издание. По существу, она воспринимается как профессиональное пособие для начинающих актеров. И в этом смысле издание можно считать абсолютно бесценным и востребованным для данной категории творческой профессии, хотя автор изначально таковой цели перед собой и не ставил. Оно обозначено как литературно-художественное издание, а если точнее - это автобиографическая повесть. Просто, рассказывая о себе, как “о настоящем живом человеке” со всеми свойственными ему достоинствами и слабостями, Тахир Восилов ни на минуту не мыслит себя вне этой загадочной, интригующей, несмотря на кажущуюся легкость, неимоверно сложной, требующей от человека полной самоотдачи актерской профессии
|
Досье “НП”
Тахир Восилов - заслуженный деятель РК, ведущий мастер сцены ТЮЗа имени Н.Сац, лауреат премии “Ильхам” - “Вдохновение”. |
Путь на сцену у каждого актера свой. Тахиру Восилову он явно был предопределен свыше, что совершенно не означает особой благосклонности фортуны к нему. Достаточно сказать, что в театр он пришел уже сформировавшимся человеком, много повидавшим в жизни и прекрасно осознающим цену своего успеха. Ведь нам, зрителям, не дано увидеть так называемую кухню театральной жизни, того, что происходит еще задолго до триумфального выхода на сцену под взрыв аплодисментов и благоухающее море цветов. Там, за этой чертой - целая драма внутренних страстей, раздумий, переживаний, размышлений, через которые неизменно проходит настоящий мастер сцены, а не ремесленник, способный только, в лучшем случае, на блестящую внутреннюю импровизацию. Тахир Восилов, без ложной патетики, всю свою жизнь положил в жертву раз и навсегда избранной стезе. Он никогда не употребляет слово “играть” относительно работы актера. Оно слишком претит ему. Он, без преувеличения, проживает жизнь своего персонажа на сцене от и до. Каждая роль выстрадана. В воспоминаниях об одном из великих русских актеров очевидцы особо подчеркивают, что каждый его выход на сцену в одной роли (а их перевалило за сотни) всякий раз был как в первый раз. Тахир также всецело придерживается этого принципа, что идет у него изнутри.
Каждая роль начинается задолго до воплощения ее на сцене. Душа актера предельно обнажена и представляет собой духовную целину, на которой надо взрастить предельно точный образ заданного персонажа. При этом все роли, как правило, чрезвычайно характерны и очень далеки друг от друга как по внутренним, так и по внешним характеристикам. Актер не позволяет себе легковесного отношения даже к сказочным персонажам в детских постановках. Напротив, именно маленький зритель, в первую очередь, способен заметить самую незначительную фальшь, считает он. Вживание в роль позволяет ему максимально исследовать образ, и при этом мимо его внимания не проходит ни одна деталь.
В книге автор щедро делится секретами актерского мастерства, не упуская практически ни одного нюанса. Ибо для него в творчестве нет мелочей. Тахир скрупулезно анализирует каждый этап, предваряющий выход на сцену. Возможно, читателю может показаться, что какие-то его действия чрезмерны, без каких-то можно было бы вполне обойтись. Но автор не голословно настаивает на выработанной десятилетиями собственной методике, и мы убеждаемся, что все это оправдано. Ибо каждый свой шаг он умеет обосновать и найти ему логическое объяснение. При этом Тахиру удается избежать опасности, когда повышенное внимание к техническим особенностям актерской работы может увести от чисто творческих задач. Но автор вполне осознает такую проблему и тонко балансирует на грани этих двух противоположных и все же взаимодействующих направлений, добиваясь филигранности исполнения и одновременно образной выразительности.
Следя за повествованием, читатель чувствует, что актер на сцене - всякий раз на пределе эмоционального выплеска. “Душа для актера - это его эмоциональная копилка, а нервы актера - все равно, что оголенные провода”. Именно эта тонкость восприятия позволяет ему добиваться виртуозной “отделки” каждого персонажа со всеми неповторимыми человеческими особенностями характера и темперамента.
Автор также затрагивает актуальную на сегодня проблему театральной критики Казахстана, которой, по его мнению, “не было, нет и, наверное, долго еще не будет”. И, к сожалению, это не голые, как может показаться, амбиции автора, а самая что ни на есть грустная реальность. “Об искусстве не должны писать те, кто в нем не разбирается. А дилетантов у нас и так хватает” - лучше не скажешь.
Как у натуры действенной и неугомонной, душа Тахира не устает трудиться. Когда в его театральной жизни наступила пауза, он сумел плодотворно восполнить ее: обучает актерскому мастерству, завершает получение нового для него журналистского образования, пишет книгу, занимается театральной критикой.
Трудно определить однозначно предназначение этого издания. Это и книга-размышление с философским уклоном, и методическое пособие, и драма человеческой жизни со всеми ее сложностями, перипетиями. И это - гимн автору. Мне, как читателю, импонирует предельная откровенность автора, с которой он описывает жизнь театра и не только... При этом он бьет не в одни ворота, а с одинаковой неподкупностью обнажает перед нами собственные недостатки и слабости. Книга читается на одном дыхании. Она познавательна как в профессиональном, так и в чисто человеческом аспекте. Думается, что Тахир Восилов достойно выдержал и этот дебют, дебют писателя.
Мария Жумагулова |