|
Ольга Шишанова В омском Доме дружбы вот уже на протяжении 20 лет под одним шаныраком живут и взаимодействуют культурные национальные центры разных народов, населяющих регион. Алтынай Жунусова - хормейстер этого культурного учреждения, и как руководитель национального казахского центра она неустанно пропагандирует казахскую культуру в Омской области, знакомит молодежь с традициями и обычаями казахского народа, оказывает посильную помощь создаваемым коллективам, поддерживает культурные связи с исторической родиной, а в центре “Молдир” дети изучают родной язык, историю казахского народа. Сегодня она - собеседник “НП”
- Алтынай, много лет вы посвятили тому, что знакомите молодежь с историей своего народа, приобщаете к народному творчеству, воспитываете национальное самосознание. Расскажите немного о себе. - Я, коренная сибирская казашка, родилась и выросла в Омске, в старой части города, и образование получила здесь же, хотя в свое время хотела учиться в Алматы. Но тогда не было интернета, чтобы узнать о вступительных экзаменах в театральный институт имени Жургенова, и я опоздала на два дня. Пришлось вернуться домой, стать студенткой культпросветучилища дирижерско-хорового отделения, а потом Алтайского института культуры с филиалом в Омске, который я окончила по профилю “режиссура массовых праздников”.
- Долог ли был путь к осознанию себя единой частичкой народа? Как вы пришли к тому, что необходимо вернуться к родным корням? - Еще в девятом классе на праздновании 60-летия СССР мне оказали честь спеть песню на казахском языке “Атамекен”, которую тогда исполняла Роза Рымбаева. Для этого родители сшили мне красивый камзол, платье и важный атрибут - саукеле. Он был полуметровой высоты. Так я оказалась в школе во всем этом одеянии, гордая от мысли, что выгляжу не так, как все, и осознавая именно в тот момент свою принадлежность к казахскому народу. - С чего началась ваша трудовая деятельность как культурного работника? - По окончании культпросветучилища в 1989 году направили меня в казахский аул Коянбай Таврического района Омской области. Приехала я туда в модной шляпке, плаще, на высоких каблуках, одним словом, городская, чтобы “поднимать культуру на селе”. А в первый рабочий день мне говорят, что мы все едем в поле. И я в такой одежде сажусь в машину с полевой кухней и еду на поля. Потом выпускаю “Молнию”, в которой указываю фамилии механизаторов с цифрами: сколько и чего тогда намолотили... Но я не унывала. И, кстати, все мероприятия я проводила на казахском языке, в клубе регистрацию брака я тоже вела на родном языке и по казахским народным обычаям. С молодежью разучивали казахские песни, учились играть на народных инструментах. А сама я в этом ауле научилась казахским тонкостям общения, взрослые делились со мной своими знаниями. Там я проработала больше года. - Как у вас возникла мысль о создании казахского культурного центра? - Вернувшись в Омск, я работала в клубе при хлебокомбинате. Как-то пригласили меня в татаро-башкирский центр “Умирзая”, только открывшийся, для совместного сотрудничества. Проведя с ними пару репетиций, я поняла, что существуют большие различия в культурах, хотя мы братские тюркоязычные народы, что заставило меня задуматься о создании казахского центра. Так появился “Молдир”. Я чувствовала, что местные казахи истосковались по народным песням, кюям, айтысам. И пусть тогда было сложно найти камзолы, чапаны, домбру, национальные столики в казахских семьях, традиции мы соблюдали всегда.
- Какие задачи сегодня стоят перед вашим центром? - Центр сейчас носит название сибирского центра казахской культуры “Молдир”. По новым законам организацию через определенное время должны переименовывать, поэтому мы добавили слово “сибирский”, так как проживаем в сибирском крае. Сегодня мы хотим построить свое, отдельно стоящее здание под центр. Для этого планируем организовать фонд возрождения национальной культуры, чтобы направить средства на строительство этого дома, где могли бы принимать на профессиональной сцене казахстанские театры, эстрадных исполнителей, делегации, проводить айтысы, большие мероприятия. Кстати, наш центр никогда не собирал никаких дополнительных средств на нужды общественной организации, мы сами себя содержали за счет концертов, причем стоимость билетов всегда была символической. Но этих денег на строительство здания нам не хватит, нужна поддержка людей бизнеса. - Кроме центра “Молдир” какие еще существуют общественные организации, поддерживающие и развивающие казахскую культуру в Омской области? - Все знают, что Омская область - это многонациональный регион, здесь проживает более 100 национальностей, из которых казахов примерно 80 тысяч человек. Охватить все районы Омской области нам, конечно, сложно. Поэтому кроме “Молдира” есть и другие общественные организации, с которыми мы тесно сотрудничаем. Например, с фондом развития казахской культуры, которым руководит Аскер Раисов, мы организовываем совместные мероприятия, совсем недавно провели поэтический творческий вечер памяти Кокбая Жанатаева. Ведут культурно-просветительскую деятельность и такие общественные организации, как “Путь Чокана” и “Казахи Омска”. “Молдир” оказывает им всем методическую, юридическую помощь, поддерживает и приглашает новые коллективы на свои мероприятия. Ведь все казахские общественные центры преследуют одну цель - служить укреплению межнациональных отношений, сохранять и развивать культурные ценности народов, потому что наша сила только в единстве, в любви к родной земле, в сохранении традиций и уважении к старшим.
Омск - Астана |