ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Предчувствие настроения Культура

Ольга Шишанова
В столичном Национальном музее РК состоялся вернисаж в память неоднозначного и далеко опередившего своими работами современность казахстанского скульптора и художника Еркина Мергенова. Экспозицию из более чем 20 удивительных скульптур выставили под девизом “Чувствовать время”

Творчество Еркина Мергенова - это уникальное явление в искусстве Центральной Азии. Жаль, что признание пришло, как это обычно бывает на постсоветском пространстве, только после того, как великого мастера, мэтра и представителя целой творческой эпохи уже не стало. Он ушел к звездам, что так часто изображал для героев своих скульптур, которых призывал беречь родную землю и дом. Не случайно, говоря пафосными словами арт-критиков, можно смело утверждать, что “скульптурные произведения Еркина Мергенова являются образами-символами эпохи глобальных исторических перемен. А осмысливая эстетические и образные принципы национальной художественной традиции, автор открывает в них новые ракурсы, новые пластические и семантические идеи”. Может быть, потому Мергенов первым увидел в мотивах казахского орнамента пластическую выразительность скульптурного объема, а работы его своими новаторскими формами раздвинули пространство для нового искусства в пору социалистического реализма и последующего “безвременья”.

 

 

По словам искусствоведа Камилы Ли, “Еркин Мергенов вкладывал в свои произведения своеобразное видение мира и событий, смело выражал недостатки и изъяны общества. Его творчество в свое время высоко оценили ученые-искусствоведы Оксфордского университета. После опубликованных ими эссе по произведениям Мергенова его пригласили в качестве лектора в университет Оксфорда. И несмотря на то, что не каждый мог его понимать, он оставался лидером. Он известен как талантливый скульптор, известный общественный и политический деятель. Мергенов был выдающимся художником и личностью. Его работы нашли свое место в экспозиционных залах ведущих музеев мира в одном ряду с произведениями известных художников с мировым именем”.
Вот именно, что снова за рубежом, снова не в своих стенах, не за своим мольбертом, а перед чужими студентами стал известен тот, кого сегодня признают “творческой глыбой” мирового масштаба. Даже накануне того дня, когда Еркин Мергенов ушел из жизни, теперь уже итоговая выставка его произведений, которую он так сильно ждал, открылась не в Алматы, а в московском Центральном доме художника...
Может, потому что творчество этого мастера не укладывалось в традиционные рамки?
В самом деле, у зажатого обывателя скульптура фигуры космонавта в скафандре или монумент, напоминающий скелет с возведенными к небу руками, поистине должны были вызывать странное чувство, мягко говоря, несоответствия привычному мирку. Хотя для того, чтобы понять истинный смысл этих скульптур, не стоило даже читать аннотации. Названия “Покаяние заблудших”, “Закат эры”, “Альтернатива” не только не добавляли загадки, а все точно расставляли по своим местам. Скульптор Еркин Мергенов не копировал мир. Он всего лишь сохранял в металле или дереве свои размышления о человеке и о том, что его окружает. И тогда, и сейчас обе выставки названы практически одинаково - “Предчувствие”.

 

 

Вот как отзывался о мастере несколько лет назад председатель исполкома Международной конфедерации союзов художников Масут Фаткулин: “Мир неспокоен на сегодняшний момент, все время возникают сложности какие-то. И эти ощущения человека, который живет в этом сложном мире, в котором постоянные вызовы, его творчество в острой степени передает”. Может, еще и поэтому Мергенова называли классиком казахского модернизма, в скульптурах которого - сплав двух и более культур.
Он был выпускником Московского художественного института имени Сурикова, тогда как творческими поисками оказался близок к европейским художникам ХХ века, но тематически уроженец Алматы всегда обращался к Востоку. Поэтому в его работах так много знаков. Об этом упоминал и художник Виктор Калинин: “Постепенно от мощных объемов Еркин истончался. И в этом смысле оказался похож на Джакометти, великого итальянского скульптора, который тоже избавлялся от объемов. Очень показательно, когда его скульптура превращается в какую-то пронзительную вертикаль, которая удивительно смотрится, допустим, на фоне казахской степи”.
Это еще одна причина того, что бытует в художественной среде Москвы - своими работами Еркин Мергенов всегда намного опережал свое время, вероятно, он и сейчас (а это было сказано до его смерти) является самым недооцененным классиком “позднего” советского изобразительного искусства и первым “неоткрытым” скульптором нового Казахстана. С этим трудно не согласиться, даже сам скульптор утверждал: “Искусство должно быть свободным, независимым и утверждать эту свободу. Мои работы и в советское время не попадали на выставки, и позже, да и сегодня я не рассчитываю, что оно понятно или должно быть понятным, но это не вызывает особого беспокойства. Это же пластическое искусство, и оно предназначено для наших потомков”.

 

 

Однако выяснилось, что в интернете нет ни каталога его работ, ни электронных версий книг о его искусстве, а его знаменитые работы так и не вышли на улицы и не стали достоянием городов, как, например, работы Альберто Джакометти или Марино Марини.
Может, все-таки стоит вместо тысячи лестных фраз в адрес мэтра сказать простые слова Елены Рерих: “Давайте научимся ценить своих великих людей, выражающих национальный гений. Поймем, что не массы слагают великую историю и славу страны и нации, но ее великие люди. Ибо великие возможности приходят только с великими людьми. И пусть проснется в нас национальное достоинство, без которого нет истинного патриотизма”.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение