|
Ольга Шишанова Премии народного артиста СССР Кирилла Лаврова оказался удостоен столичный русский театр драмы имени Максима Горького. Награду вручили артистам в рамках ХХ, юбилейного, международного театрального фестиваля “Встречи в России” в Санкт-Петербурге, откуда по возвращении директор театра Еркин Касенов любезно согласился на эксклюзивное интервью корреспонденту “НП”
- Еркин Тлеугазинович, с какими культурными достижениями ваш храм Мельпомены заканчивает очередной театральный сезон? - На днях, присутствуя на отчетном заседании по проекту “Рухани жангыру”, я задумался над этим вопросом - что же сделал наш театр по линии этой столь обширной программы. Начну с того, что 2017 год прошел под эгидой международной выставки “Астана ЭКСПО”. Для нас он тоже стал продуктивным, да и в целом, полагаю, в театральном искусстве Казахстана можно отметить творческий рост. - В чем это выразилось? - Первый раз проведен мировой театральный фестиваль, который возглавила Ассоциация театральных искусств Казахстана. В нем участвовали театр Южной Кореи, театры нескольких европейских стран, приехало много экспертов, которые имели возможность оценить казахстанское искусство. Все вместе дало довольно серьезный импульс, подъем для актеров и режиссеров местного театрального искусства. Хотел бы отметить при этом Молодежный мюзикл-театр Астаны, который до этого смог побывать на гастролях в пяти странах Европы, что стало хорошей школой для молодых артистов. Также впервые в Японию выехал алматинский Академический театр имени Ауэзова.
- А что касается вашего театра? - Мы гастролировали в прошлом году в Сербии, куда возили спектакль по Чингизу Айтматову “Манкурт - вечный раб”. Вывозили также свои спектакли в Пекин, Испанию, Венгрию. Часто бываем в России - в Саранске, Челябинске, Москве, Санкт-Петербурге. Причем демонстрируем мы на подмостках других театров не только шедевры мировой классики, но и национальную драматургию. Например, в Дагестане это спектакль “Последнее причастие” Оралхана Бокея, в Москве - “Томирис - царица сакская” Болата Жандарбекова. И везде нас принимают на ура, потому что мы говорим со сцены о вечных ценностях. А еще потому, что приглашаем ставить спектакли у нас режиссеров мирового уровня, например, того же Йонаса Вайткуса из Литвы. Или взять ту же поездку в Санкт-Петербург на фестиваль “Балтийский дом”, куда нас приглашают уже шестой год подряд... - Расскажите об этом подробнее... - Так называемые театральные встречи в России в этом году отмечают 20-летие, а в Казахстане - 20 лет столице. Символично, не правда ли? Это очень высокий уровень их фестиваля, туда съезжаются русские театры со всего мира. Тогда как раньше это было только в рамках СНГ и Балтии. В нынешнем году наш театр оказался удостоен специальной премии имени Кирилла Лаврова. А приехали мы туда со спектаклем “Евгений Онегин” в постановке Юрия Квятковского, до этого свозив его в Алматы на независимый фестиваль “Откровение”. Так что полагаю, если нам вручили эту премию, значит, оценили по достоинству нашу работу. - Какие постановки готовит ГАРДТ к 20-летию Астаны? - Я бы в первую очередь хотел снова упомянуть режиссера Йонаса Вайткуса, с которым мы работаем не первый год. Плюс в этом году для нашего театра юбилейная дата - Максиму Горькому, именем которого назван наш театр, исполняется 150 лет со дня рождения. Все вместе дало основание по предложению этого знаменитого режиссера приступить к постановке пьесы “Последние” авторства Горького, которая очень подходит нам по тематике. Второй спектакль, что стоит у нас в плане, - это “Красное яблоко” по Чингизу Айтматову, у которого в этом году 90-летний юбилей. Для его воплощения к нам должен приехать режиссер из Киргизии Нурлан Асанбек, которого я считаю одним из лучших мастеров своего дела. - Чем еще ваш театр отличается от других? - Мы во множестве ставим спектакли с тюркоязычным уклоном. Например, это всемирно известный эпос “Алпамыс”, который бытует у многих народов Азии, лишь слегка видоизменяясь в названии. Такие спектакли будят патриотический дух, дают возможность заглянуть в себя, оглянуться назад - в историю, окунуться в прошлое своего народа. Или нашумевшая постановка “Томирис - царица сакская”, которую поставила режиссер Гульсина Мергалиева в рамках 550-летия Казахского ханства. Этот спектакль, скажем так, будто “портретное изображение” той эпохи, тогда как у нас есть и совершенно модернизированные, совсем современные - например, “Анна Каренина”, где на сцене вы не увидите ни рельсов, ни другой подходящей или привычной этому спектаклю атрибутики. Хотелось бы показать его российской публике, а также зрителю из дальнего зарубежья - я считаю эту постановку одной из лучших нашего театра. - Есть ли в репертуаре вашего театра спектакли, посвященные 100-летию “Алаш Орды”? - Я бы отметил, что, замахиваясь на столь неоднозначные исторические эпохи, необходимо придерживаться исторической правды, иначе зритель не пойдет на нее. Например, русский драмтеатр из Петропавловска задумал постановку “Каракоз”. Поставили. Но не пошел он у них, не смогли они точно подобрать и отобразить ключевые моменты, которые бы “зацепили” зрителя. Или тот же спектакль “Козы-Корпеш и Баян-Сулу” - немногим театрам удается доподлинно воспроизвести дух и быт таких пьес. То же касается истории - да, мы поставили “Томирис”, но это обширная тема, а вот “Алаш”, я бы сказал узкоспециализированная, поэтому пока присматриваемся к ней.
Астана |