|
Мария Коленко Семейный дуэт художников из Санкт-Петербурга Екатерины и Константина Грачевых представил в стенах Государственного музея искусств имени Абылхана Кастеева выставку “Актуальный реализм”
Константин и Екатерина Грачевы - представители нового поколения художников-академистов. Завершив первоначальное обучение каждый в своем художественном училище (Константин окончил Нижегородское художественное училище, Екатерина - Санкт-Петербургское художественное училище имени Рериха. - Прим. автора), авторы продолжили путь профессионального образования в Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. В музее Кастеева Грачевы выставляются впервые. Однако в Казахстане художники уже экспонировались - участвовали в столичной выставке “Арт-Дала: диалоги в пространстве и времени” в рамках культурной программы “ЭКСПО-2017”. Увидев картину “Смерть арбуза”, организаторы загорелись желанием продемонстрировать эту и другие работы Грачевых в Алматы, чтобы отечественные мастера тоже смогли посмотреть академическую школу живописи. “Работа “Смерть арбуза” писалась к проекту “Взгляд на вещи”, который мы с Катей представляли в музее современного искусства ЭРАРТА в Санкт-Петербурге. Это один из крупноформатных натюрмортов про нашу жизнь. На этом полотне изображен настоящий астраханский арбуз. Найти его в 2009 году в Питере было непросто. Его покупка сопровождалась длительными поисками и, конечно, торговлей с продавцом. Также внизу картины изображен дагестанский кинжал, принадлежащий Катиной семье”, - рассказал Константин Грачев о центральной картине алматинской выставки. Константин и Екатерина приехали в южную столицу из Китая, куда художники отправились, чтобы выполнить заказ на несколько монументальных работ: 12 метров в длину и три метра в высоту, причем мастера трудились над полотном навстречу друг другу, и, что удивительно, на стыке сторон цвета совпали. Настолько хорошо авторы знают и чувствуют друг друга.
|
“Смерть арбуза”. К. Грачев
|
“Совместный проект двух художников прежде всего представляет идею торжества профессионализма, красоты и смысловой наполненности экспонируемых произведений. Экспозиция “трубит гласом” живописным о прекрасной возможности перевоплощения людей в философов и созерцателей”, - отметила куратор выставки Мария Копелиович. Привезти художников из соседней России только на первый взгляд кажется простой задачей. Но это далеко не так. Если раньше государство опекало художников, то сейчас авторы предоставлены сами себе. Собственно, и выставка “Актуальный реализм” состоялась благодаря спонсорской поддержке. “Название выставки буквально означает актуальный, то есть важный, интересный сейчас, сегодня. Несмотря на обилие современных форм выражения в искусстве, сейчас я считаю традиционные формы выражения в живописи необходимыми и важными для общества и зрителя. Мне кажется, что проблема этих форм изображения (академизм, реализм и прочие направления) во многом кроется в подаче и адаптации к восприятию зрителем. А так они вполне жизнеспособно современны и актуальны, так как говорят о нашей жизни, проблемах и радостях. Эта выставка стала продолжением моего проекта “Неактуальная живопись”, где я доказывал, что традиционная живопись - вне временных рамок и сиюминутных увлечений”, - поделился Константин Грачев. В стенах алматинского музея представлено около 60 работ авторов. “Казахстанская школа живописи идет от прикладного искусства. Ей чуть больше ста лет и начинается она с Абылхана Кастеева. А поскольку наши предки вели кочевой образ жизни, то, пройдя по другим залам музея, отчетливо видно разницу в живописи, несмотря на то, что и наши авторы учились на русской школе, проходили академическую школу, но все равно традиции вносят свои коррективы. У нас в основном художники пишут открытыми цветами. Репинцев же отличает грамотная композиция. И это видно в каждой работе, помимо цвета, света и рисунка”, - рассказала заместитель директора по внешним связям и выставочной деятельности ГМИ имени Абылхана Кастеева Анжелика Акилбекова.
Пейзажи у Грачевых пленэрные. Выйдя на улицу и увидев грозовые тучи черно-серых тонов, мастера кистей переносили эти цвета на полотна, повторяли краски природы. “Художник от простого человека отличается тем, что он способен разглядеть нюансы, светотень, блики, замечает любую мелочь. Умение грамотно видеть - это уже многое”, - подчеркнула Анжелика Акилбекова. Предметные композиции Константина можно отличить без приглядывания к табличке с надписью около картины - автор очень любит красный цвет, казалось бы, такой агрессивный, но в его работах - очень гармоничный. На выставке представлены автопортреты Екатерины, по которым может показаться, что художница - грустная, где-то жесткая, а на самом деле, в жизни, она очень нежная и романтичная девушка.
Художники провели довольно сложный мастер-класс - портрет. Екатерина писала пастелью, а Константин - маслом. Если ошибся в работе маслом, можно подождать и исправить неточность новым слоем, в то время как при работе пастелью сложно что-либо переделать, попасть в цвет. Длилась творческая встреча два часа. И за это время авторы успели написать портреты, что, безусловно, говорит об их мастерстве. На мастер-классе присутствовали студенты Академии искусств имени Жургенова, педагоги и отечественные художники. На представленных на выставке полотнах Грачевы изобразили масштабные натюрморты, незамысловатые предметы быта, военно-исторический реквизит, городские пейзажи, портреты. Работы художников зрители могут посмотреть в музее искусств до 30 апреля 2018 года. На вопрос, что актуально сегодня в художественном плане для нашей страны, можно смело отвечать: проблемы. Казахстанской системе художественного образования сегодня не хватает школ и педагогов, теряются академический рисунок, композиционные навыки. |