|
Мария Коленко
На Большой сцене театра ARTиШОК города Алматы премьера нового спектакля “Любовь имеющие внутри”
Австрийская романистка, драматург и поэт Эльфрида Елинек в 1975 году представила миру роман “Любовницы” о влиянии общественных стереотипов на сознание и судьбы людей. Спектакль “Любовь имеющие внутри” поставлен как раз по мотивам этой книги. Главные героини Бригитта (Анастасия Тарасова) и Паула (Ксения Мукштадт) имеют схожее желание - сделать свою жизнь лучше. Бригитта - городская особа, трудится на фабрике по пошиву бюстгальтеров, достаточно успешна в бизнесе. Однако настоящее становится мрачным и бесперспективным, когда, вернувшись домой, она попадает под словесный фонтан матери с ключевой фразой: “Мужик тебе нужен. Пора замуж”. И неважно, что этот самый мужик не в состоянии даже проводку починить и сменить перегоревшую лампочку - самец должен быть, ведь он, по мнению социума, опора, да и ребенка может зачать. А там, глядишь, и жизнь станет лучше.
Собственно, Бригитта и влиянию матери поддалась, и сама стала ощущать, что, действительно, пора, ведь не за горизонтом 30 лет. Вот и жертва есть для брака - Хайнц (Дмитрий Копылов). Осталось заделать ребенка, а там и муж появится. Он будет и работать, и содержать семью, а Бригитта, наконец, сможет отдохнуть и посвятить себя исключительно семье. Но тут появляется конкурентка - Сьюзи (Виктория Мухамеджанова). Эта девушка на фоне одержимой желанием выйти замуж и родить Бригитты выглядит странной, немного глуповатой. Хотя, послушав речи Сьюзи о планах на жизнь - сначала крепко встать на ноги, посмотреть мир, заняться благотворительностью, а потом, возможно, найти спутника и завести детей, - из всех она наиболее адекватно подходит к вопросу замужества и семьи. А вот обществу она не угодила. И как это она посмела ребенка не родить, женщина же как-никак. 15-летняя Паула мечтает вырваться из деревни и устроиться на швейную фабрику. Грезя о карьере и делясь своим намерением уехать в город с родными, получает от них шквал недовольства. Мать Паулы утверждает, что главное предназначение женщины - рожать детей и обхаживать мужа. Символичны в спектакле натянутые на глаза шапки родителей - стереотипы равносильны слепоте. Паула уезжает из деревни в поисках лучшей жизни. И встречает на пути его - красавца Эриха (Нурсултан Мухамеджанов), имеющего проблемы с алкоголем. Тут столь желаемая работа становится девушке в тягость, а животные инстинкты берут верх. Далее события разворачиваются более чем банально - залет. Паула посчитала, что вдвоем поднимать ребенка будет легче, да и прокормить семью Эрих будет в состоянии. Но как бы не так. Единственную страсть парень питает к бутылке. Вернувшись в родную деревню с животом, девушка ожидала поддержки от родных, ведь они так усердно убеждали ее, что семья - это главное в жизни. А на деле оказалось, что залет в 15 лет - это позор, от проблемы нужно избавляться.
В конечном счете мы видим, что Бригитта и Паула добились желаемого. Обе вышли замуж. А вот самого семейного счастья так и нет. Возможно, следует просто быть честным перед самим собой, а не прогибаться, угождая родным и окружающим. Повествование в спектакле идет от третьего лица. Героини рассказывают свою историю, называя себя по именам. В театре сразу ударил в нос запах свежеспиленного дерева. Виной всему декорации, сколоченные специально для спектакля, имитирующие и швейный станок, и комнаты, и телевизор, и многое другое. В одной части сценического пространства поместили автомобильное кресло, по центру разместили ванну. Стулья для гостей расставили по периметру сцены, обзор спектакля - 360 градусов. После антракта декорации немного поменяли местами, открыв зрителям новые ракурсы. “Любовь имеющие внутри” поставлен приглашенным российским режиссером Рушаном Иксановым - выпускником Нижегородского театрального училища и театрального института имени Щукина. Он также окончил магистратуру Щукинского института (кафедра пластической выразительности актера) и магистратуру ГИТИСа (мастерская Сергея Женовача). В качестве режиссера и режиссера по пластике работал в Москве (театр под руководством Олега Табакова, Театр сатиры, Театр на Малой Бронной, театральная студия Стаса Намина), в Женеве, Новосибирске, Орле. К слову, 21 и 22 апреля алматинские зрители увидят еще одну премьеру - спектакль “Звериные истории” в постановке Алексея Шавлова (Россия). Эти творческие проекты появились в результате сотрудничества театра и Союза театральных деятелей РФ, выделившего ARTиШОКу грант на режиссерскую лабораторию. Для театра это первый опыт параллельных премьер.
Фото Талгата Галимова |