|
Ольга Шишанова Волшебное “Путешествие Пера Гюнта” представят в столичном театре “Астана Опера”. На концерте юных зрителей, кроме сказочных персонажей, ждет встреча с симфоническим оркестром
Атмосфера Норвегии, сказочные персонажи, увлекательное странствие вместе с главным героем в удивительные дали, в подземное царство, и многое другое ждет юных зрителей на премьере детского музыкального проекта “Путешествие Пера Гюнта” на музыку замечательного норвежского композитора Эдварда Грига. Концерт из цикла “Классика - детям” состоится совсем скоро, в дни весенних каникул - 30 марта. “Детский репертуар камерного зала “Астана Опера” пополнился новым проектом. Этот концерт является продолжением цикла “Классика - детям”, в него входят такие программы, как “Карнавал животных” Камиля Сен-Санса, “Петя и волк” Сергея Прокофьева. Сюжетной основой “Путешествия Пера Гюнта” на музыку норвежского композитора Эдварда Грига стала пьеса Генрика Ибсена. Почему мы обратились к этому персонажу? Прежде всего потому, что музыка Грига невероятно свежа, а еще она многим знакома с раннего детства. Сам композитор очень любил детей, и хотя пьеса Ибсена написана для взрослых, мы сделали адаптацию для юных зрителей”, - рассказала музыковед Сауле Маулетова.
И пьеса Генрика Ибсена, и музыка Эдварда Грига воспевают удивительную и величавую Норвегию - северную страну, край скал и фьордов, ослепительно блестящих горных вершин и волшебного северного сияния. Богата и своеобразна там народная музыка - песни, танцы, а также увлекательные древние сказания, легенды. Не случайно именно народное творчество Григ считал источником своего вдохновения - в многочисленных своих лирических пьесах, листках из альбома, концертах для фортепиано с оркестром, в романсах и песнях. Так имя Эдварда Грига стало символом норвежской музыки, а самым значительным его музыкальным произведением - музыка к драме Генрика Ибсена “Пер Гюнт”. Привлекло композитора в этом произведении то, что в пьесе раскрывается один из вечных сюжетов искусства: странствия человека в поисках счастья. Герой пьесы - крестьянский парень из норвежской деревушки. И однажды этот фантазер и мечтатель отправился искать счастья. Но два человека, которые дороги Перу: мать Озе и девушка Сольвейг, “такая светлая”, что взглядом может “светлый праздник вызвать в чьей-нибудь душе”, остались дома. Любовь к матери и к Сольвейг, дар сказочника и фантазера - лучшее, что есть в душе Пера. Но герой так безмерно эгоистичен, так стремится к богатству, что бессердечие и алчность берут в нем верх над добротой и бескорыстием. В странствиях по миру Пер Гюнт несколько раз достигает своей мечты - сказочного богатства. Однако, приобретая его обманом, каждый раз теряет все. Через сорок лет усталый, измученный он возвращается на родину, но уже старым и одиноким. Его охватывает глубокое отчаяние: жизнь растрачена попусту. И есть лишь одно спасение - любовь Сольвейг, что верно ждала Пера все четыре десятка лет.
Музыка Грига так понравилась публике, что впоследствии для того, чтобы она могла звучать не только в драматическом театре, но и в концертном исполнении, композитор составил две сюиты для оркестра. Тогда как в основе пьесы - всего одна тема в характере марша. Она несколько раз повторяется, оставаясь неизменной. Зато композитор каждый раз варьирует ее сопровождение. Так, после тихого загадочного зова валторны начинается тема троллей. Она звучит настороженно и невесомо. Легкие штрихи струнных, перенесенных в низкий регистр, изображают крадущиеся шаги троллей. Музыка фантастична, загадочна, таинственна. Постепенно мелодия переносится все выше, появляются более мелкие длительности, они вносят в движение некоторую суетливость. Звучность усиливается. Вступает весь оркестр. Ускоряется темп - к концу он становится очень быстрым. И, кажется, будто сказочные обитатели пещеры, точно подгоняемые неведомой силой, завертелись в стремительном вихре. И вдруг внезапно все прерывается резкими аккордами. Еще дважды мелодия пытается возобновить свой неукротимый бег. Но настойчивые аккорды, словно повелительные жесты пещерного владыки, прекращают шествие. Мираж сказочной картины мгновенно исчезает. “Пер Гюнт” - произведение одновременно сложное и интересное, с богатой драматургией и огромным количеством музыкальных образов. Прежде всего это симфоническое произведение, и наших юных зрителей ждет встреча с симфоническим оркестром. Но чтобы сделать это великое произведение более доступным восприятию детской аудитории, я создала форму, которая соответствует духу нашей высокотехнологичной эпохи. Это будет микс симфонической музыки, видеопроекций и театрального действия с участием персонажей - Горного короля, троллей и эльфов. Также наш проект украсят своим участием воспитанники детской театральной студии “Астана Опера”. Но главная задача - не просто познакомить юных зрителей с симфонической музыкой, а воспитать искреннюю любовь к ней и к театру”, - подтвердила режиссер-постановщик проекта Наталья Кагадий.
Астана |