|
Мария Коленко Мультимедийная театральная площадка DramCom представила антивоенную постановку “Лисистрата” в пространстве “Трансформа” города Алматы
DramСom - одновременно сценическое и экранное действие. Смотреть шоу можно в театре или из любого удобного кресла в любой точке мира: второй зрительный зал проекта - социальная сеть Facebook, где аудитория ограничена лишь знанием русского языка и часовым поясом. Третий, завершающий, спектакль в рамках программы развития актуального театра, инициированного пространством “Трансформа”, при поддержке “Новые гражданские инициативы” (Фонд Сорос - Казахстан) и British Council Kazakhstan, затронул темы феминизма, пацифизма, ЛГБТ и прав человека. Режиссером постановки “Лисистрата” выступил Виктор Немченко. В ролях: Елена Тайматова, Александра Морозова, Елена Вовнова, Толганай Талгат (Торри), Наташа Дубс, Джоханна Шамшадин, Мади Бекдаир, Марат Абишев. Музыка к спектаклю написал ансамбль из Ташкента Omnibus.
В зрительном зале первое, что бросилось в глаза, - это огромное количество реквизита, расставленного по краям сцены, а по центру разместились девять небольших экранов, составленных в один большой, по полу разбросаны кости и черепа. Кроме того, пространство поделено на шесть мини-локаций, пять из которых - это комнаты, где проживали героини спектакля. В шестой периодически появлялись новые персонажи. Они общались между собой посредством видеосвязи. Напротив каждой комнаты находилась видеокамера, а совместный разговор действующих лиц транслировался на те самые маленькие экраны на сцене. Старушка вещала с кухни, замужняя женщина с двумя детьми ради разговора с боевыми подругами запиралась в туалете, студентка-любительница ночных клубов связывалась из своей спальни, проститутка делилась мыслями с “рабочей” кровати с красными простынями, а главная активистка Лисистрата - из комнаты, больше напоминающей кабинет. Тысячи лет в мире ни на минуту не прекращаются войны. И даже сейчас, пока вы читаете этот текст, происходят более 40 вооруженных конфликтов. Тем временем все больше общественных движений, организованных женщинами, влияют на мироустройство в XXI веке. Их деятельность значительно меняет мир и объективизирует общественное мировоззрение. Проект “Лисистрата” на площадке DramСom исследует природу этих изменений. Пацифистская трагикомедия “Лисистрата” поставлена по мотивам поэтической трактовки одноименного произведения древнегреческого комедиографа Аристофана Леонидом Филатовым. Очень жестко и критично отзывается Лисистрата о мужчинах, считая их главными виновниками всех войн. “Мы откажемся рожать детей, которых убьют или сделают убийцами, которых так или иначе принесут в жертву алчным дельцам, политикам и религиозным фанатикам. Мы откажемся от близости с мужчинами до тех пор, пока не прекратится эта бесчеловечная дикость, возведенная в норму”, - призывает Лисистрата и организует женское антивоенное движение в сети интернет. Устав от бесконечных войн, одиночества, разлук, потерь и несправедливости, женщины вступают в общественное движение с целью радикального, революционного изменения порядка вещей. Помимо разговоров героинь действо прерывалось на чтение Лисистратой стихов, во время которых в зале гас свет, а на экране транслировались черно-белые архивные видеокадры с трагичными последствиями войн. Громкие речи общество восприняло категорично. Последствий было не избежать. Первые потери понесла жрительница любви и хозяйка борделя, лишившаяся источника дохода, отказавшись от секса с клиентами. Ей на помощь поспешили ее подруги, передав продукты питания и дав понять, что она не одна, а женщины вполне могут обойтись без мужского плеча и прочих частей тела. Но, как оказалось, это меньшее из того, что могло произойти с героинями. На Лисистрату и ее последовательниц объявлена охота. Старушке подожгли сарай с коровой, студентку выгнали из университета, вернувшийся с боя муж избил отказавшую ему в близости супругу, а в публичном доме произошло массовое изнасилование с последующим убийством ранее работающих в притоне девушек. Тут у героинь начинают опускаться руки, и они задумываются о том, не покинуть ли это общественное движение и не вернуться ли к прошлой жизни. Розовый цвет одежды, барабаны, омоновские маски (того же розового цвета), две поднятые руки - одна сжата в кулак, другая показывает английскую заглавную букву “L” - атрибуты команды Лисистраты. Финал спектакля расставил все точки над “i”: главное - это жизнь в мире без войн. А половые признаки тут ни при чем.
Фото Талгата Галимова |