|
Мария Коленко А Дон Кихот-то женщина!.. и прочие фишки премьерного спектакля театра ARTиШОК
Первая постановка этого сезона на Большой сцене ARTиШОКа - можно и похулиганить. “Дон Кихот” Мигеля де Сервантеса - настоящий кладезь для буйных фантазий художника. В эксперименты с романом с головой окунулись режиссер спектакля Галина Пьянова и ее команда. - Для ARTиШОКа “Дон Кихот” - прекрасная возможность проверить Большую сцену, ее потенциал. Все-таки те спектакли, которые сейчас идут здесь, были рождены на Малой сцене. Новое пространство очень вдохновляет. Премьерный спектакль и для зрителей прекрасный повод познакомиться с площадкой, я думаю, они будут удивлены, - рассказала директор театра ARTиШОК Анастасия Тарасова. “Дон Кихот” стал первым спектаклем ARTиШОКа, созданным на новой Большой сцене театра. С открытия площадки в октябре прошлого года на Большую сцену с Малой перенесли несколько самых хитовых спектаклей, а также показали в новой локации ряд специальных проектов.
Перед публикой открылся разножанровый, сумбурный микс о приключениях героя, потерявшегося в реальности и отправившегося странствовать по миру в поисках жизненной истины, бегущего от смерти и ведущего борьбу с несправедливостью, искренне переживающего за своего друга Санчо Панса и всегда помнящего о даме своего сердца. Мужчины на каблуках, танцующие страстные испанские танцы, причем туфли порой были не только на ногах, - это далеко не все фишечки спекталя. Световое оформление некоторых эпизодов превращало историю в театр теней, кроме того, добавляло эффект внезапности - настоящему удивлению предавались зрители, увидев персонажа там, где еще пару секунд назад его не было. Роль главного фантазера, бегущего от уныния и создающего иллюзию жизни, воплотила Елена Набокова, сооснователь ARTиШОКа, актриса, режиссер, педагог, руководитель театральной студии “Дом Q”. В роли Санчо Пансы блистал актер театра и кино Еркен Губашев. Художественным оформлением занимался Антон Болкунов, хореографическую часть поставили Евгений Плохих и тренер по акробатике Олег Осипов. Удивить и вызвать противоречивые эмоции труппе удалось. “Если человечество позовут на Страшный суд, то ему в свое оправдание достаточно будет представить только одну-единственную книгу - “Дон Кихот” Сервантеса, чтобы все человеческие грехи были отпущены”, - писал Федор Михайлович Достоевский. Высказывание это прозвучало и в постановке. Да, спектакль “зашел” зрителям с трудом, а смог понравиться лишь избранным, сумевшим высидеть 3,5 часа художественного и импульсного порыва создателей. Что сказать, один очень активный зритель аплодировал и ликовал, когда объявили антракт. На просмотр второго акта вернулись не все. Эта постановка - именно тот случай, когда понять нельзя, надо прочувствовать, а там, глядишь, и умная мысль проскользнет. Работа над “Дон Кихотом” продолжалась полгода, для ARTиШОКа - это один из самых длинных постановочных периодов за всю историю команды. Практически все действо происходило под живой гитарный аккомпанемент Ильи Башкатова. Помимо этого в спектакле звучали и рэп, и рок-н-ролл, и конечно, испанские мотивы - была даже имитация домбры с кюями. Второй акт значительно отличался от первого и манерой, и пластикой, да и шоковый элемент в виде обнаженки под принятый во время антракта коктейль с коньяком значительно улучшил атмосферу в зале. Не переживайте, присутствовали в спектакле и мельницы, и Дульсинея с подругами (играли их мужчины), и издевательства над сумасшедшим, представлена и религиозная тематика - статуи Иисуса разных размеров и кресты на головах священников.
Завещание Дон Кихот оставил и отправил каждому присутствующему на показе зрителю... на телефон. То-то перед началом спектакля сотрудники театра активно собирали номера у гостей под предлогом регистрации. Приятная неожиданность. Завершилась постановка внезапно - актеры уселись на вещи, сложенные посреди сцены в кучу, и начали отмечать премьеру, несколько артистов сбегали за кулисы за шампанским и фруктами, а после стали зазывать за импровизированный стол режиссера и всех принимавших участие в работе над спектаклем людей. Безумные и прекрасные порывы Дон Кихота в красном облачении и с плащом, как у Супермена, с наклеенными кусками черной изоленты вместо усов и бороды, его возвышенные и красивые речи звучали разумно. Во всем происходящем хаосе их стоило лишь расслышать. Нобелевский комитет признал роман “Дон Кихот” лучшим произведением мировой литературы. Любителям иронии, не боящимся найти в ней красивые и в то же время невероятно печальные вещи, спектакль придется по вкусу. Основной посыл этой истории - жить здесь и сейчас, в реальном мире, и принимать жизнь такой, какая она есть.
Художественный руководитель театра ARTиШОК, режиссер спектакля “Дон Кихот” Галина Пьянова: “У спектакля два разных акта, два разных жанра. Это важно проговаривать со зрителем. Это как “вчера” и “сегодня”. Это стилевой разрыв - как между театром Шекспира и спектаклями Роберта Уилсона. Созидание и разрушение. Мы долго думали над определением жанра - это и условный театр, и физический, и авторский, и театра художника. Зрителям мы предлагаем такую формулировку - История одного дауншифтинга.
Фото Талгата Галимова |