|
Ольга Шишанова Репертуар столичного театра “Астана Балет” пополнился еще одним выразительным спектаклем балетмейстера, заслуженного деятеля РК Мукарам Авахри. В минувшие выходные на сцене театра с огромным успехом состоялась премьера балета “Саломея” по одноименной пьесе Оскара Уайльда, в котором Авахри оказалась автором не только художественного концепта, но и хореографии
В жизни бывают лишь две настоящие трагедии. Одна - это когда того, чего хочешь, не получаешь, а вторая - когда получаешь. Так, в одном из своих блестящих высказываний Оскар Уайльд выразился о человеческой натуре. Будучи великим знатоком людских душ, он превратил древнюю библейскую легенду о падчерице царя Ирода Саломее в интеллектуальную захватывающую драму об искушении. По оригинальному сюжету иудейская царевна обольщает отчима, исполнив танец “Семь покрывал” и по указу матери требует в награду голову пророка Иоанна. Но Уайльд придал сюжету новую подробность - Саломея влюбляется в пророка и, охваченная страстью, жаждет его поцелуя. Однако, оставаясь равнодушным к порыву юной девы, святой рождает в ее сердце непреодолимое желание познать чувство любви любой ценой. Вот только подобное стремление к недостижимому всегда оканчивается трагедией как для безумца, так и для окружающих. Потому-то такая трактовка, неожиданная и шокирующая, и вдохновила казахстанского балетмейстера на создание столь необычного спектакля. Хореографически балет решен в стиле графической пластики с элементами ориентализма, но при этом в нем использованы разнообразные техники - танец на пуантах и босиком. - Самое важное для меня - попытаться погрузиться в стихию человеческих чувств и желаний. Я хотела создать танец эстетичный, но рожденный прежде всего от внутреннего импульса. Поэтому помимо единения музыки, движений, эмоций мне необходимо было достичь полного взаимопонимания с артистами, что, к моей радости, и произошло, - поясняет Мукарам Авахри.
По мнению Фархада Буриева, ведущего солиста театра, исполняющего роль пророка Иоанна, “Саломею” зрителям не стоит принимать как историю, которая всем известна. В хореографии Мукарам Авахри пьеса принимает современный, динамичный и чувственный окрас. Контрастные образы главных героев дают возможность зрителю самому приоткрыть завесу тайны человеческой души и, возможно, узнать где-то самого себя. То есть в процессе работы автор хореографии подводит артистов к задуманной мысли, но при этом она не раскрывает ее до конца, тем самым давая каждому артисту распознать своего героя самостоятельно. В этом и заключается сила искусства. Музыкальное оформление балета - скрипичный концерт современного турецкого композитора Фазила Сая, который во многом сочетает академические традиции с характерными восточными мотивами. По словам критика Джулиана Хэйлока, в результате произошло не что иное, как сенсация, “завораживающая в игре соблазнительной чувственности и ритмического очарования”. - В этом спектакле я хочу, чтобы артисты себя чувствовали свободно. Я делаю акцент не на хореографию, а больше - на экспрессию, энергию и всплеск эмоций. Потому что музыка дает импульс, раскрывая возможности человеческого потенциала, - пояснила хореограф. Общую визуальную концепцию постановки определяют минимализм и монохромность оформления. Машинерия и выдвигающиеся вверх части сцены выстраивают вертикальную структуру, которую автор метафорически использует для изображения разделения общества. Световое решение усиливает конфликт действия и постепенно нагнетает напряжение: в воздухе ясно ощущается предчувствие угрозы. В постановке задействованы все артисты труппы. Солисты и кордебалет находятся в постоянном контактном взаимодействии. Спектакль создан так, что эффект присутствия “здесь и сейчас” позволяет публике испытать яркие и незабываемые эмоции. Кульминацией спектакля является танец юной Саломеи - эпизод необычайной популярности благодаря художникам, скульпторам и композиторам, запечатлевшим его в своих творениях. - Саломея - для меня очень сложный образ. Воплощение красоты и страсти, которая никого к себе близко не подпускает. У обольстительной юной красавицы очень сильный и волевой характер, но в то же время ранимая душа. День за днем мы все больше приближались к художественной задаче - ощутить и передать оттенок необычной красоты, - подчеркнула солистка театра, исполняющая роль Саломеи Дарина Кайрашева. Кстати, в первом отделении вечера зрителям показали еще и одноактный балет Gaya хореографа Рикардо Амаранте на музыку Тавареса - проникновенная красивая история о борьбе и единстве пяти стихий природы. - Если балет “Саломея” - экстаз, то Gaia - мираж, который раскрывает в каждой артистке индивидуальность, - считают арт-критики. Что касается ближайших планов самого театра, то, по словам его директора Валерия Кузембаева, помимо спектакля “Саломея” в “Астана Балет” запланировано поставить еще несколько полноформатных полотен. Также впереди - сотрудничество с известным американским хореографом Николо Фонте. Ожидается проведение международного балетного фестиваля Eurasian dance festival, турне за границу, гастроли в Кызылорду, Актау, Талдыкорган и Алматы, приуроченные к 20-летию столицы.
Астана |