Ольга Шишанова В столице, в Национальном музее РК, прошло торжественное открытие выставки иранской миниатюры “Мавлана и Сама”, приуроченной Посольством Республики Иран в РК к культурным мероприятиям празднования 39-летия Исламской революции в Иране
На выставке представлены миниатюры известного художника, преподавателя по иранской живописи, почетного члена Института развития искусств Бехзада Бозорги. Кроме того, после открытия выставки преподаватель по различным техникам живописи в школах Тегерана Бехзад Бозорги провел мастер-класс по иранской живописи. В торжественном открытии выставки приняли участие Чрезвычайный и Полномочный Посол Ирана в Казахстане Моджтаба Дамирчилу, советник Масуд Шейх Зейнеддин и другие представители посольства, художники, поклонники изобразительного искусства и ценители прекрасного. Как надеются организаторы, этот вернисаж, как и в прошлом году, вызовет интерес у широкого круга посетителей музея. Не случайно посол Ирана в Казахстане отметил: “Выставка проводится в связи с 39-й годовщиной Исламской революции в Иране. Главная цель выставки - активизировать сотрудничество между двумя странами. Через эту выставку можно увидеть появление иранского народа. Иранская миниатюра - древний вид искусства. Это искусство является выражением иранской культуры. Такие работы можно проследить в истории Ирана и соседних стран”.
Тем более что представленная выставка включает в себя уже гораздо больше работ - свыше 30 миниатюрных картин иранского художника Бехзада Бозорги. Это говорит о том, что в дополнение к взаимному экономическому сотрудничеству между Казахстаном и Ираном устанавливаются и крепнут культурные связи, которые динамично развиваются. Хотя понятно, что и искусство, и культура Ирана и Казахстана могут быть разными. И тут особенно интересными становятся работы, представленные в миниатюрной форме. То есть демонстрируемые произведения Бехзада Бозорги, которые способствуют развитию иранского искусства и в то же время соответствуют современным эстетическим требованиям. Это подтверждает и тот факт, что искусство миниатюры, достигшее в Средние века в странах Ближнего и Среднего Востока небывалых высот, заняло особое место и в художественной жизни Ирана. Как считают искусствоведы, это живопись без светотени. Изображение строится на основе тончайшего линейного рисунка и сочетания чистых и звучных цветовых пятен. Как и в поэзии Востока, в миниатюре принят обычай повторения широко известных сюжетов и художественных приемов. Вместе с тем миниатюра как светское искусство была наиболее приближена к реальности. Между тем к буквам на Востоке относились с почтением и верой в их божественное происхождение и могущество. Именно поэтому особое внимание в рукописи уделялось каллиграфии. Искусство каллиграфа часто ценилось выше искусства миниатюриста, иллюстрировавшего рукопись. И если подпись художника встречалась не часто, то сведения о писце, времени и месте создания завершали почти каждый манускрипт. Любопытным оказалось высказывание этнографа и художника Калиоллы Ахметжана, который попытался пояснить это явление. По его словам, “проповедники ислама про исламское искусство, архитектуру и культуру особо не распространяются. На самом деле виды искусств, представленные на этой выставке, существовали еще до ислама. Но в Иране они стали бурно развиваться с приходом ислама. Поэтому мы должны уметь объяснять ислам также с позиции культуры и искусства. И наоборот, будет еще лучше, если мы сможем понять эти виды искусства Ирана через религию”.
Таким образом, перед зрителями предстает мир, полный восточных сюжетов, символов, иносказаний. Очарование этих миниатюр заключается в утонченности линий, обилии мелких, тщательно выписанных деталей, чистой геометрии и яркой палитре. - Я стараюсь чаще использовать бирюзовый оттенок, который как нельзя лучше передает особенности традиционного иранского искусства, - поделился художник своими откровениями в искусстве. - И очень рад второй раз показать казахстанскому зрителю частицу нашего древнего и такого современного искусства - миниатюры. В эпоху глобализма мы, иранцы, сумели сохранить и развить самобытную восточную культуру, вы видите ее на выставке. И вообще я считаю, что искусство - это самый лучший дипломат, оно помогает народам лучше понимать друг друга. Бехзад Бозорги - член Ассоциации иранских художников, его произведения экспонировались в Катаре, США, России, Таиланде и других странах. - Мой вкус формировался под влиянием выдающихся миниатюристов Востока Камаледдина Бехзада и Резы Аббаси. Неисчерпаемой кладовой сюжетов стало творчество великих персидских поэтов Хафиза и Саади, - продолжил мастер, от произведений которого веет персидской стариной, пряным Востоком. Миниатюры изысканны, красивы и необычны. Знакомство с поклонниками живописи дополнили мастер-классом. На глазах у посетителей выставки иранский художник с помощью обычной кисточки сотворил миниатюру, продемонстрировав оригинальный стиль, удачно сочетающий и древние традиции, и современные тенденции.
Астана |