|
Ольга Шишанова Накануне Дня всех влюбленных хотелось бы напомнить астанчанам и гостям города о картинах, которые обычно к этому празднику демонстрируют мастера кисти и красок из столичного Дома художников. Зачастую выставка, открывающаяся к этому дню, не меняет своего милого названия - “Посвящается всем влюбленным...”
Считается, что День святого Валентина, который во многих странах мира отмечают 14 февраля, существует уже более 16 веков. У праздника есть и конкретный “виновник” - христианский священник Валентин. Видимо, он слыл настоящим романтиком, так как его любимыми развлечениями было мирить поссорившихся, помогать писать любовные письма и дарить по просьбе легионеров цветы предметам их страсти. Вот и в Астане на протяжении уже нескольких лет живописцы и скульпторы демонстрируют увлеченность миром прекрасного на художественных выставках, где выставляют свои картины и работы, воспевающие силу любви. Как обычно, это произведения известных казахстанских мастеров кисти и резца Марата Туксаитова, Тохтара Ермекова, Нины Терещенко, Ларисы Жанпеисовой, Елены Ралиной, Гульмиры Тельгозиевой, Сембигали Смагулова, Асхата Диникеева, Жениса Какенулы и многих других. Фамилии могут меняться, но смысл, идея остается все такой же. Хотя сюжеты произведений и посвящены одной теме, тем не менее их воплощение художниками оказывается очень разным, выполненным каждым из них в индивидуальной творческой манере, интересно различаясь при этом по технике исполнения. И каждый мастер непременно воспевает в своих работах красоту человеческих отношений - у кого-то это звучит ярко, кто-то из мастеров преподносит сюжет завуалировано, а кто-то и вовсе раскрывает свое видение посредством всего лишь полунамеков, штрихов и линий.
Например, иррациональность творческого порыва как неосознанного стремления к идеалу выражается в произведениях многообещающей художницы Гульмиры Тельгозиевой. В противоположность ее почерку в работах Виктора Келя авторская мысль находит свою визуальную аналогию в простых и лаконичных формах, несущих при этом большую смысловую нагрузку. Его акварели, женские образы настолько “говорящие”, что зрители не отходят от них подолгу. Знакомство с картинами Сембигали Смагулова всегда таит в себе много неожиданностей. Поначалу зритель легко подпадает под обаяние узнаваемых ситуаций. Но, завладев зрительским вниманием, картинный мир Сембигали вдруг обнаруживает иные смыслы и ценности, скрытые в обыденных и будничных фабулах. Внешняя простота сюжетов оказывается обманчивой, что говорит о нетипичности и неординарности таланта художника, проявляющегося в его работах. И потому картины живописца представляют собой целое повествование о жизни, этакую своеобразную философию бытия в красках. По словам Нины Терещенко, ее вкусы в живописном самовыражении не меняются, потому что все равно “на свете нет ничего прекраснее цветов и женщин”, и почти во всех своих работах она отражает именно эти темы любви, нежности и материнства. “Люблю писать цветы, детей, женщин, близких мне людей. Люблю все красивое, радостное, теплое, доброе. Хочется, чтобы через полотна до зрителя дошли мои чувства”, - постоянное мнение художницы. Отсюда такое буйство красок и чувств в ее произведениях, представляемых на вернисажах.
Что касается произведений другой мастерицы, которая, к слову, выставляла свои работы, как говорят, “редко, но метко”, Динары Нугер, то они являют собой мир фантастических грез и мечтаний, где идеями любви проникнут каждый взмах кистью. Сама Динара при этом говорила, что “в искусстве имеют значение намерения, а не достижения, так как художник прежде всего мечтатель, а уже потом - мастер...”. Пространство ее работ насыщено неким магнетизмом, притягивающим зрителя и призывающим распознать свой собственный мир фантазий в причудливых и загадочных образах. Подобны таинственным миражам силуэты полупризрачных существ, что разыгрывают театральные действа в ее картинах. Ну а реализм полотен известного казахстанского мэтра искусства Марата Туксаитова, романтическая взволнованность картин Елены Ралиной, чье имя сегодня известно уже в международном масштабе, самобытность и оригинальность произведений Ларисы Жанпеисовой, нотки абстракционизма в работах Тохтара Ермекова отражают размышления художников о времени и о себе, раскрывая многоликий мир любви и красоты человеческих отношений. И везде мастера стараются использовать яркую и жизнерадостную палитру в своих картинах, точность линий и взволнованность настроения в своих скульптурах, с помощью которых им замечательно удается передать свои чувства и эмоции, выплеснув их на холст или воплотив в камне.
Фото автора
Астана |