|
Ольга Шишанова Накануне закрытия международной выставки “Астана ЭКСПО-2017” столичная галерея “Куланши” сделала горожанам и гостям города роскошный подарок - в стенах галереи состоялся вернисаж литографий представителя творческой элиты Парижа конца XIX века Анри де Тулуз-Лотрека под девизом Paris, Paris...
Многие считали его излишне публичным человеком. Говорили, что жизнь художника - современника Сезанна, Ван Гога и Гогена - пестра, как наряды танцовщиц кабаре “Мулен Руж”. Но благодаря своим известнейшим на весь мир произведениям Анри де Тулуз-Лотрек был и остается ярчайшим представителем творческой элиты Парижа конца XIX века. Он - потомок знаменитого аристократического рода, который жил и работал на Монмартре, в самом богемном квартале Парижа, - увековечил его в своем творчестве. Его работы были предельно откровенны, а за показным блеском богемной жизни скрывалось истинное, не всегда приглядное лицо реальности. На выставке представлено более 50 литографий, демонстрирующих суть бурлеска кабаре в разных вариациях. Афиши танцовщиц и актрис, работы из знаменитой “цирковой” серии позволят зрителю ощутить яркость роскошной и беспечной эпохи, именуемой La Belle Epoque. А меньше чем за 20 лет своего творчества Тулуз-Лотрек создал 737 картин, 275 акварелей, 363 гравюры и плаката, 5084 рисунка, несколько керамик и витражей. Часть экспозиции посвящена раннему периоду творчества Лотрека - там выставлены его портреты и анималистическая тема, а также расположена информация о детстве и трагедии художника, о формировании его индивидуального стиля, отразившегося в таком художественном течении, как постимпрессионизм, который пришел вслед за импрессионизмом во французскую живопись в конце XIX века. Это направление повысило интерес к философским и символическим началам в искусстве, к построению нового пространства, объема, к декоративной стилизации. Но при общих чертах творчество художников этой волны значительно отличается друг от друга.
Вот так и получилось, что крупнейшим представителем постимпрессионизма все-таки оказался Анри де Тулуз-Лотрек, в полотнах и литографиях которого на темы быта парижской богемы (актеров, циркачей, завсегдатаев кафе) язвительная ирония, повторим, почеркнута выразительной остротой композиции, рисунка, цветового пятна. Он был наблюдательным рисовальщиком, тонким колористом и блестящим живописцем, автором многочисленных пастелей, эстампов, цветных литографий (что представлены сегодня в галерее “Куланши”) и афиш. Он прекрасно знал французское “дно”, французский “полусвет” с его возбужденной, клокочущей и бурлящей жизнью, с показным блеском и действительной нищетой, страстями и душевным неустройством. Собственно, почему Лотрек так и не был понят и принят в должной мере своими современниками. Успешной была лишь продажа и демонстрация афиш, в которых видны произведения монументального искусства улиц современного города. И действительно, в своих афишах он мастерски сочетал остроумие рекламного “зазыва” с глубиной постижения сложной французской жизни. Его плакат, выполненный в технике цветной автолитографии и посвященный владельцу кабаре Аристиду Брюану, называли “настоящим монументом монмартрскому песенному искусству. Тогда как Divan Japonais, рекламирующий маленькое кафе-концерт, - это образ парижской элегантности. Отличительная черта афиш Лотрека, выполненных для театров, - это предельная индивидуализация образов, портретность, упрощенная плоскостная, силуэтная и подчеркнуто-экспрессивная форма. Эти моменты помогали зрителю мгновенно уловить смысл изображенного, как бы случайно выхваченного куска жизни, концентрирующего в себе суть явления. Афиша “Мулен Руж”, также выполненная в технике литографии, рекламирует знаменитую танцовщицу. Но неожиданный срез гротескного силуэта ее партнера на переднем плане внезапно приближает сцену к зрителю. Бело-розовая спираль танцовщицы на дальнем плане, бурная энергия и грациозная развязность движения, арабесковый узор взлетающих одежд, желтый свет ламп рождают атмосферу шумного веселья, головокружительно быстрой смены впечатлений. Так Лотрек строит композиции на острых и неожиданных сопоставлениях, как бы открывая часть интерьера и делая зрителя участником события.
- Тулуз-Лотрек умел быть необычайно дерзким, он, как никто, подмечал смешные и хамоватые стороны в людях, как настоящий француз, умел “вспыхивать”, гневаться и возмущаться, но душевная элегантность никогда не покидала его, он сросся с ней, - писал о нем Бенуа. Кроме того, Тулуз-Лотрек исполнил в живописи и графике многочисленные портреты актрис, певиц, танцовщиц. Так, в портрете звезды Монмартра Иветт Гильбер можно наблюдать типичное для Лотрека сочетание лирической непосредственности с иронией и свойственную художнику манеру “рисующего линейного цвета”, средствами которого он достигал импрессионистической вибрации света и подчеркнутости линий. Именно поэтому с фантастической силой и комизмом Лотреку удалось передать причудливые сцены ночной жизни “Мулен Руж”.
Астана |