|
Ольга Шишанова Несмотря на доступность и распространенность, техника акварели остается загадочной и непостижимой как для любителей, так и для профессиональных художников. И потому при кажущейся легкости этот материал, по рождению связанный с водой, своей непокорностью и стихийностью создает немало проблем. Однако художник-акварелист из Санкт-Петербурга Елена Базанова легко с ними справляется
Сама художница говорила, что акварелью она писала с детства, когда начала ходить в изостудию. Писать акварелью не было для нее чем-то особенным, потому что она делала это всегда. Да и чувствует она этот материал, что позволяет ей раскрывать его особенности в очень сложных живописных задачах. Причем именно напряжение в работе и кажется ей привлекательным, а управлять стихией воды и красками - самое захватывающее и интригующее для нее в акварельной живописи. Арт-критики в один голос твердят, что акварели Елены Базановой могут растопить любое сердце. Ее натюрморты отличаются насыщенными красками, глубиной и необычайным реализмом. Не случайно на зрителя они производят неизгладимое впечатление. Так что тому, кто любит изобразительное искусство, ценит мастерство акварельной живописи, работы Елены Базановой могут наглядно рассказать о том, что и сегодня существуют художники, которые своим творчеством могут удивлять, радовать, поражать и особенно вдохновлять. Сама Елена - член общества акварелистов Санкт-Петербурга. Она регулярно участвует в сезонных выставках Союза художников, активно выставляется в России, за границей - в Великобритании, Германии, США, Ирландии. Кроме того, на ее счету семь персональных и участие в более пятидесяти коллективных выставках по России.
В разное время и на различных этапах творческого пути ее вдохновляют самые разные авторы и произведения. Поочередно нравились ей китайская и японская живопись, Дюрер и Боттичелли, голландская живопись XVII века и русские художники XIX века, Ю. Анненков и П. Филонов, американский художник Э. Уайет. А вот толчка как такового, чтобы начать заниматься живописью, не случилось. Наверное, потому, что писать акварелью не было для нее чем-то особенным и делала она это всегда с удовольствием, будто постигала через это тайны бытия. Поэтому, со слов художницы, можно говорить скорее о неких толчках в развитии техники, новых этапах постижения своего мастерства. Увиденный где-то неожиданный живописный прием, подсмотренный у старшеклассника способ подготовки бумаги к живописи или непосредственный контакт с преподавателем. Так что, вероятно, более осознанное владение материалом началось у нее в художественной школе, где живопись преподавал известный Игорь Глазов. Именно тогда она, оказывается, навсегда избавилась от страха перед материалом, выбрав акварель окончательно и бесповоротно. С тех пор мастерица умело раскрывает его особенности, но при этом не любит разграничивать и классифицировать процесс своей работы, и потому в ней есть все, та же живопись по мокрому и по сухому. Пусть даже основную часть работы она делает по сырой бумаге, но поверхность может быть и мокрой, и сухой, а завершается работа натяжкой листа, и тогда что-либо пишется уже “всухую”.
Но и это не предел, говорит Елена, которая благодаря полученному образованию владеет самыми разными техниками: любит делать рисунки мягкими материалами, при иллюстрировании книг часто пользуется рисованием тушью, пером и цветными карандашами. Что же касается жанрового разнообразия, то в последнее время она много работает в жанре натюрморта, пишет портреты животных и очень хочет сделать новую серию пейзажей, поработать с портретами людей. Занимается Елена и иллюстрациями детских книг, находя в этом для себя особенное удовольствие. Так ею была проиллюстрирована “Алиса в стране чудес”, которая совсем не похожа на ее натюрморты. Может быть, потому, что она не относит сама себя к художникам, которые постоянно навязывают свою манеру изображаемой теме, иллюстрируемой книге. Базанова двигается по пути своего создания образа, исходя из сути того, что является предметом изображения или иллюстрирования, оттого-то и появляются разные пластические решения, ведь, по мнению художницы, иллюстрация не должна создавать барьера для восприятия текста, особенно в детской книге.
А вообще ее опыт работы в книжной иллюстрации достаточно большой - еще начиная со студенческих проектов, она старалась достигать максимального единства иллюстраций с текстом и идеей автора. Так, в ее творческом архиве есть черно-белые линогравюры шекспировского “Ричарда III”, иллюстрации сепией и тушью по тонированной бумаге к тексту Платонова “Котлован”. И это вполне сложившиеся проекты, совсем не похожие друг на друга, так же, как и проиллюстрированный ею сборник сказок архангельского сказочника Степана Писахова “Морожены волки”, который стал дипломным проектом мастерицы “Не любо - не слушай”, или книга Корнея Чуковского “Приключения Бибигона” с ее оформлением и иллюстрациями.
Астана - Санкт-Петербург |