Мария Коленко То, что в наше время называется сиквелом, становится популярным и у театральных постановщиков и режиссеров. “Розенкранц и Гильденстерн мертвы” - постановка театра “Олд Вик”, представленная на фестивале TheatreHD в Алматы, - история о “Гамлете” со стороны. Главную роль в спектакле исполнил Дэниэл Рэдклифф
Напоминаем, что фестиваль TheatreHD - это трансляции на экранах кинотеатров самых известных спектаклей лучших театров мира: Королевского национального театра (Лондон), Шекспировского театра “Глобус”, Королевской Шекспировской компании (Стратфорд-на-Эйвоне), Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Большого театра (Москва), а также спектаклей - номинантов на ведущую российскую театральную премию “Золотая маска”.
В главных ролях звезды мирового уровня: Бенедикт Камбербэтч, Рэйф Файнс, Хелен Миррен, Стивен Фрай, Марк Стронг, Кристофер Пламмер, Том Хиддлстон, Йонас Кауфман, Джиллиан Андерсон, Анна Нетребко, Ильдар Абдразаков, Светлана Захарова, Владислав Лантратов и многие другие. Миссия проекта - дать возможность каждому человеку, не покидая родной город, увидеть на экранах кинотеатров шедевры мирового театра и изобразительного искусства. Кроме того, TheatreHD включает в себя уникальные фильмы-выставки Фила Грабски, которые позволяют перенестись в наиболее известные музеи мира и в деталях рассмотреть великолепные полотна Моне, Вермеера, Ван Гога, Рембрандта и других величайших художников. Показы TheatreHD проходят более чем в 35 городах России, а также на Украине и в Казахстане. В Алматы право на трансляцию спектаклей принадлежит Kinopark 11 IMAX Esentai.
Постановка театра “Олд Вик” по пьесе Тома Стоппарда, написанная более пятидесяти лет назад, повествует о событиях в произведении Уильяма Шекспира “Гамлет” с точки зрения двух второстепенных персонажей Розенкранца (Дэниэл Рэдклифф) и Гильденстерна (Джошуа МакГуайр). Неприметные герои вышли на передний план - и знакомый всем “Гамлет” заиграл новыми красками. Розенкранц и Гильденстерн будто находятся в собственном мире, куда временами забредают знакомые персонажи: Гамлет (Люк Маллинс), Горацио (Тео Огандип), Офелия (Хелена Уилсон), Клавдий (Уил Джонсон). Главные герои - школьные приятели и друзья детства принца Гамлета - частенько забывают о том, кто из них кто. Розенкранц простоват, принимает мир таким, какой он есть. Гильденстерн более вдумчив, переживает о том, какие последствия повлекут за собой происходящие события. Действие разворачивается параллельно событиям пьесы Шекспира и больше заточено на юмор и комизм. В своем спектакле режиссер Дэвид Лево пытался достичь максимального соответствия первой постановке, привнося при этом в классическое прочтение пьесы оригинальные черты. Сохраняя остроумие текста Стоппарда, Лево подчеркивает абсурдистскую атмосферу пьесы с помощью новых приемов - музыка и декорации, напоминающие мистические картины Рене Магритта, гармонично сочетаются с парадоксальным действием трагикомедии.
Если вы хоть раз ловили себя на мыслях “А что я здесь делаю?” и “Кто все эти люди?”, то примерно понимаете, как чувствовали себя герои спектакля Розенкранц и Гильденстерн. Парни из “Гамлета” рассказывают свою историю - интеллектуальную, и в то же время легкую в восприятии. За игрой героев в подбрасывание монетки можно наблюдать вечно в надежде увидеть решку. Шекспировский бекстейдж раскрывает характеры второстепенных героев. Такие разные - Розенкранц и Гильденстерн нередко представлялись в спектакле одним персонажем, хотя и не имели ни внешнего сходства, ни похожих убеждений. Но они неразлучны, как попугайчики, всегда и везде вместе. По сценарию Розенкранц и Гильденстерн получают задание выведать причины недуга принца. По королевскому приказу они отправляются в Эльсинор. Как на протяжении всего пути, так и в замке их преследуют непонятные происшествия и неразрешимые вопросы. О дальнейшей судьбе Розенкранца и Гильденстерна нам не сообщается, однако знакомые с пьесой Шекспира знают, что она неутешительна. Фразы из пьесы Стоппарда что на английском языке, что в переводе Иосифа Бродского можно смело брать на цитаты. Забавляло, когда герои разговаривают между собой, неся откровенную чушь, а после - как вбросят философскую фразочку, заставив всех зрителей сначала улыбнуться, а после задуматься и сделать выводы.
Премьера этой пьесы состоялась в 1966 году на Эдинбургском ежегодном фестивале искусств Fringe. “Розенкранц и Гильденстерн мертвы” принесла молодому Тому Стоппарду оглушительный успех и славу, и уже в 1990 году британский драматург сам выступил в качестве режиссера экранизации собственного произведения, главные роли в которой исполнили Тим Рот и Гарри Олдмен.
|