|
Ольга Шишанова Латвия славится не только зелеными энергиями, что представлены ею на выставке “Астана ЭКСПО-2017”. Не только чистыми реками и древними замками, гордясь одним из самых красивых городов на земле - красавицей Ригой, но и совершенно особым отношением к творческим людям. Фотограф Элеонора Григорьева живет в столице Латвии. Там у нее свой уютный мир, в котором она создает удивительно теплые фотографии - кошки и мышки в одном кадре. Даже название этому жанру особое придумала
Ее самый любимый жанр - художественный фотонатюрморт. Кроме того, она снимает кошек в натюрмортных композициях и называет этот своеобразный жанр “Натюркотики”. А потом у нее поселилась еще и декоративная крыса, которая с легкой руки получила имя Мышик и тоже стала героем ее композиций. Первая фотография “Венок из одуванчиков для Рыжей Кошки” стала тем поворотным пунктом, который увел Элеонору из классического художественного фотонатюрморта в сторону привлечения ее животных для съемок в натюрмортных композициях. - Летом я обычно снимаю на даче. Идея была - сплести венок из одуванчиков, поставить рядом алюминиевый бидон, старенькую кружку и краюху хлеба - такая ностальгическая история из детства. Пока я плела венок, в дом забежала моя кошка Дайви, перевернула маленькую корзинку, разбросала цветы, часть незабудок упала на пол. Тогда я надела кошке на голову венок. Дайви это очень не понравилось, но сработал таймер задержки затвора фотоаппарата, и с тех пор уже четыре года я придумываю сюжеты и снимаю в них кошек, - рассказала мастерица. При этом вдохновить ее может все что угодно. Цветы, которые она собрала во время прогулки с собакой, сон, увиденный накануне, прочитанная книга, подсмотренная где-то картинка, мимолетно возникшая ассоциация - все это немедленно включает фантазию, и, по словам Григорьевой, создаются “некие образы”. Она подбирает предметы для постановки натюрморта, хотя не факт, что в итоге получится именно то, что задумывалось ею изначально. И очень часто свои абсолютно непредсказуемые коррективы в ее “стройные планы” вносят кошки, которых у нее в доме четверо.
А вот появление крыс на фото Элеоноры Григорьевой было спонтанным. Как-то она увидела забавных крысок из папье-маше, которых делала ее приятельница, мастерица декупажа. Увидела и загорелась идеей снять серию сюжетов с этим крысками и своими кошками. Крысы в этих сюжетах получились хулиганистыми, этакими серыми вредными разбойниками. Тогда Элеонора даже не думала, что у нее дома, в Риге, появится самая настоящая декоративная крыса. Когда пришло время отдавать декупажное серое семейство владелице, художница решила, что хочет иметь крысика, максимально похожего на настоящего. После долгих раздумий и просмотра множества вариантов поняла, что это должна быть свалянная из войлока игрушка. Она долго искала мастера, и тут ей повезло. Мастер, которая согласилась сделать такую игрушку для натюрмортов, когда-то держала крысу, и потому ей было легко выполнить заказ. “Готового персонажа я немедленно полюбила и назвала его Феликсом в честь прототипа”, - смеется Элеонора. Но кошки никуда не делись. Художница-фотограф продолжала запечатлевать их в новых композициях: “Дама сдавала в багаж” - одна из первых ее фотографий, на которых Элеонора изобразила не свою кошку. “У меня много знакомых среди заводчиков породистых кошек, особенно британских, и я договорилась с одним из них. Трудность заключалась в том, что я придумала надеть кошечке на голову шляпку. Но маленькая серебристая пушистая умничка отлично позировала. И получилось вот такое чудесное фото”, - говорит фотограф. Что же касается крысок, то со временем Элеонора поняла, что статичность войлочного Феликса накладывает на ее снимки множество ограничений - например, он всегда был в одной позе, можно было менять только положение передних лапок. И однажды она принесла домой живого крысеныша. Сначала ей было очень сложно его снимать. Малыш был подвижен, особенно маленький розовый носик и усы были постоянно в движении. Он принюхивался ко всему, и мастеру требовалось 40-50 дублей для каждой съемки. Сейчас Мышик привык и позирует довольно спокойно, во всяком случае, Элеоноре, по ее словам, нужно всего пять-шесть кадров, а часто хватает и двух. “Конечно, хотелось бы снимать его с кошками одним кадром, но я отдавала себе отчет в том, что вряд ли это возможно”, - говорит художница. В то же время она снимает Мышика в готовой композиции, потом отпускает его в домик и в том же сюжете снимает кошку. “Но главная сложность заключается в том, чтобы кошка смотрела в то место, где только что сидел крысик. Два кадра затем складываются в слоях в редакторе и получается забавный сюжет”, - делится секретами фотомастер.
А вообще хорошая фотография - это в ее случае труд и немного везения, чувство цвета и ритма. И терпение, которое особенно важно в работе с животными. Не случайно ее самая любимая работа - “Философия осени”, главный герой которой живет у мастера уже семь лет, при этом секрет прост - в этом доме кота очень любят. “Он мой самый лучший артист”, - хвалит любимца хозяйка.
Астана - Рига |