|
Металлические клоны
В галерее современного искусства “Тенгри-Умай” состоялось открытие персональной выставки начинающего художника Наиля Мукумжанова “Забор”. В экспозиции представлено более 15 работ, написанных автором на весьма необычном материале - профнастиле.
Произведения художника производят шокирующее впечатление - на нас смотрят ужасные лица, нарисованные исключительно черной, белой и красной красками на блестящей металлической поверхности. Иногда складывается ощущение, что они уже существовали где-то в городе, а автор отыскал их, вырезал кусок забора с изображением и показывает теперь всем свое открытие.
“Вы не заметили, что заборов вокруг стало невероятно много? Они стали глухими и высокими, как стены домов! Такие объемы однородного металла, который теперь не украшает реклама, привнесли в окружающую действительность новую эстетику, новую правду и новую жизнь. Эти жестяные, мутные и кривые зеркала отражают нас и наши души, а мы, в свою очередь, отражаем их. Таким образом, мы перемешиваемся в этой искаженной действительности, все более адаптируясь под форму этого профнастила, который напоминает длинную ленту туалетной бумаги или бесконечную кинофотопленку”, - говорит Наиль Мукумжанов.
Можно сказать, что автор сильно драматизирует, усугубляет наличие и значение данного материала в окружающем мире, и это так. Профнастил - лишь символ, лишь знак нашего времени. Он постепенно уйдет, как и пришел в нашу жизнь, но художник пытается заставить людей найти ответы на вопросы: кто мы такие, что мы делаем, какое будущее нас ждет.
Обрамление классики
На прошлой неделе в галерее “Вернисаж Дома художников” состоялось открытие выставки графических работ для проекта Фонда М.Ауэзова “Конкурс иллюстраций к новому переводу романа М.Ауэзова “Путь Абая”.
Одним из приоритетных проектов Фонда Мухтара Ауэзова в 2008 году стал конкурс на выполнение художественного оформления романа-эпопеи Мухтара Ауэзова “Путь Абая” в новом переводе академика Академии российской словесности А.А.Кима. Проект стартовал в мае этого года. Для участия в конкурсе приглашались профессиональные художники, имеющие опыт работы в станковой и книжной графике, проживающие как в Казахстане, так и за рубежом. Конечная цель конкурса - определение тех авторов или автора, которым будет дано право иллюстрировать подарочное издание тетралогии.
На первом этапе конкурса были рассмотрены творческие произведения разных авторов и концепции авторского видения художественного оформления романа. Среди них известные мастера графического искусства Мухтар Сыздыков, Святослав Ким, Кадырбек Каметов, Сакен Бектияров, Нурлан Бажиров, каждый из которых обладает собственным оригинальным авторским стилем и значительным творческим опытом. По решению жюри наиболее близкими по художественному видению романа были работы К.Каметова, Н.Бажирова, С.Бектиярова. Именно им предстояло перейти во второй этап конкурса, где была поставлена следующая задача - разработать три новых графических листа уже конкретно по сюжетным коллизиям книги. Выбор темы, ее образно-пластическое решение, визуальная концепция оформления - по всем этим творческим вопросам художникам была представлена полная свобода.
Самыми известными иллюстрациями романа М.Ауэзова “Путь Абая” являются работы известных казахстанских художников Е.М.Сидоркина и А.Рахманова. За краткий период, всего полтора месяца, ими были выполнены графические листы, которые выносятся на суд зрителей в экспозиции этой выставки.
Все работы совершенно разные по творческому темпераменту, стилистическому почерку, содержательному подходу к выбранной теме. С.Бектияров предпочитает своего рода репортажный стиль. Его рисунки как-будто выполнены с натуры. Он словно стремится зафиксировать ускользающее мгновение. К.Каметова интересуют масштабные многофигурные сцены - перекочевка, повседневная жизнь аула с его особыми героями и сюжетными сценами - здесь ему видится важное разнообразие раскадровок, составляющих единую картину кочевнического бытия, столь грандиозно представленного в романе. Н. Бажиров рассматривает образ, событие или явление в укрупненном масштабе, под особой “авторской лупой”, где важно все - каждая деталь, напряжение ракурса, драматизм. Какие предложения могут стать основой для художественного оформления романа - вопрос дальнейшей работы жюри, общественного обсуждения, экспертных советов по дизайну и полиграфии.
“Значение этой экспозиции представляется чрезвычайно важным по двум основным параметрам: первое - это серьезный результат проекта, инициированного фондом, который представил новые художественные произведения, связанные с великим творением М.Ауэзова, учитывая, что в течение нескольких последних десятилетий художники практически не обращались к заданной теме; второе - выставка может стать началом дальнейшего процесса по формированию нового идеологического и творческого процесса в художественной культуре Казахстана”, - отметила куратор проекта искусствовед Камилла Ли.
Василина Воркова |