Мария Коленко Фестиваль TheatreHD набирает обороты! Осенний показ начался в Kinopark 11 IMAX Esentai с совместной постановки Королевского национального театра Великобритании и театра “Олд Вик” (Бристоль) “Питера Пэна” по произведениям шотландского драматурга и романиста, автора сказочных произведений Джеймса Барри
Спектакль “Питер Пэн”, а если быть точнее, семейное развлекательное шоу для зрителей разных возрастов, уже было отмечено статусом “Лучший” и является обладателем премии Лоуренса Оливье (британская награда, присуждаемая театральным сообществом Лондона в качестве признания профессиональных достижений в сфере театра. - Прим. авт.). Режиссером постановки выступила Салли Куксон, реализовавшая на театральных сценах такие спектакли, как “Джейн Эйр” и “Спящая красавица”. Для Салли немаловажную роль в работе играет ее семья. История Питера Пэна была одной из самых любимых у ее чад, оттого и вдохновение на создание сказки на сцене пришло достаточно быстро. Известная своим особым видением спектакля, постоянно прибегающая к сложным гендерным изменениям героев, тем самым стараясь стереть границы стереотипов и подать “новое блюдо из знакомых ингредиентов”, Салли Куксон похулиганила и в “Питере Пэне”, сменив пол фее Динь-Динь и главному противнику героя - Капитану Крюку. А в упомянутой “Спящей красавице” главным героем был заснувший принц, пробудившийся от поцелуя прекрасной женщины. А почему бы и нет? Доля комизма в “Питере Пэне” присутствовала, как и легкий шок. Поменять восприятие привычных персонажей было непросто. Еще одним необычным открытием стало, что одна и та же актриса - Анна Франколини - исполнила роли мамы и пирата Капитана Крюка. Вот так - из крайности в крайность - от любящего, заботливого родителя до страшного разбойника-дебошира. Что сказать, творческие люди такие непредсказуемые! Собственно, и исполнитель роли Питера Пэна, как бы это помягче сказать, удивил. Если вы видели афишу спектакля, то заметили там маленького мальчика, парящего в воздухе. Так вот. Это не Питер Пэн. (Внимание! Небольшой спойлер.) В образе любимого героя сказки Джеймса Барии предстал звезда постановки Мэттью Дансера “Доктор Фауст” Пол Хилтон. 47-летний актер исполнил роль нестареющего мальчика, падкого на приключения. Выглядело забавно.
На показе спектакля в Алматы в рамках театрального фестиваля TheatreHD дети с легкостью вовлеклись в процесс и видели в обычных предметах волшебные свойства, поэтому спектакль был восторженно принят юными зрителями. Отсутствие излишней сказочности сделало постановку привлекательной и для взрослой аудитории: благодаря спектаклю давно выросшие из возраста сказок зрители обнаружили, что в рассказе из детства есть множество подтекстов, не позволяющих стареть не только главному герою, но и самой истории. Иными словами, спектакль понравился и тем зрителям, кому хотелось доброй старой сказки, и тем, кого привлекали глубокий символизм истории и философский подтекст. Режиссер спектакля Салли Куксон и сценограф Майкл Вейл не стали создавать привычный всем образ волшебной страны. В основу спектакля легла идея Streetplay - пространства для игры, которое дети могут придумать и собрать сами. Привлекла постановка своей простотой. Декорации не были перегружены элементами, а визуальные спецэффекты сводились до простого полета актеров на веревках, без лишних премудростей и завуалированностей. По сюжету, когда Питер Пэн теряет свою тень, бойкая девочка Венди (Мэдлин Уорролл) помогает ее вернуть. После зрители вместе с героями отправляются в путешествие по волшебной стране Нетландии, где им по пути встречаются Капитан Крюк, фея Динь-Динь, Тигровая Лилия. Море волшебства, музыки и захватывающих дух приключений - прекрасная возможность впасть в детство, посмеяться и погрустить над безвозвратно ушедшим прошлым.
Прототипами Питера Пэна и других детей в историях Джеймса Барри про Нетландию послужили мальчики Дэвис - пять сыновей Артура и Сильвии Ллуэлин Дэвис. Некоторых из главных героев книг Барри назвали в честь мальчиков. Впервые образ Питера Пэна появился в двух ранних книгах Барри: в романе “Томми и Гризел” упоминается отбившийся от семьи мальчик, который очень рад, что потерялся, но боится, что его все же отыщут и заставят вырасти. Потом о мальчике, который не хотел расти, было подробно рассказано в шести главах детской книги “Белая птичка”, вышедших затем отдельной книгой под названием “Питер Пэн в Садах Кенсингтона” с иллюстрациями Артура Рэкхэма. На сцене пьесу “Питер Пэн” впервые поставил в декабре 1904 в Лондоне Чарльз Фроман. В 1911-м Барри переработал пьесу в повесть “Питер и Венди”.
|